Эксперты КФУ о проявлении автономности студентов в психических состояниях

Результатами очередного совместного исследования профессора Мартина Линча (University of Roches) с профессором ИПО КФУ Наилей Салиховой  в рамках гранта по проекту САЕ «Учитель XXI века» поделились ученые со своими коллегами–психологами во время работы III международной научно-практической конференции "Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы".

Два года назад Мартином Линчем была разработана методика опроса и совместно с Институтом психологии и образования проведен перевод методики и сбор первичного материала.

Цель нашего исследования – определить разницу психических состояний людей, действующих в автономном и неавтономном, вынужденном режиме, то есть в ситуациях внутренней и внешней мотивации.

Интерес ученого к этой теме не случаен: вот уже много лет ведущим направлением его научной деятельности является разработка и развитие теории самодетерминации личности - (Self-determination theory, SDT) (авторы Эдвард Деси и Ричард Райан).


Самодетерминация (self-determination) – способность человека совершать и иметь выбор.


 

 - Суть этой теории в том, что она считает самым важным фактором развития и становления активной, продуктивной, творческой и независимой личности наличие у человека внутренней мотивации к той или иной деятельности, - пояснила Наиля Рустамовна. -  А это, по теории самодетерминации, можно сделать только в том случае, если три базовые психологические потребности человекав компетентности, включенности в отношения с другими людьми и в автономности, – гармонично объединены, удовлетворяются и дополняют одна другую, и главное, учитываются родителями, воспитателями, учителями в практике взаимодействия и общения.

По мнению Наили Салиховой, самодетерминированный человек действует на основе собственного выбора, а не на основе обязательств или принуждений.

Ученые также подчеркнули, что, удовлетворяя потребность в автономности (врожденное стремление человека чувствовать себя инициатором собственных действий, самому управлять своим поведением), человек раскрывает свой потенциал, лучше развивается и взаимодействует с социальной средой.

Важна внутренняя мотивация к деятельности, когда не кто-то или что-то извне является стартом для активности человека, а он сам со своими принципами, ценностями и внутренними установками является источником своей активности.

Участниками исследования  стали 116 аспирантов первого года обучения Казанского университета по направлениям: биологические науки, вычислительная математика и механика, физика и астрономия, науки о земле и химические науки.

Респондентам было предложено написать эссе, состоящее из трех частей, о ситуациях, связанных с учебной, научной или какой-либо другой деятельностью в университете.

 

Сгруппировав результаты с точки зрения интеллектуально-эмоциональных проявлений в ситуациях автономности и неавтономности, исследователи пришли к выводу, что в ситуациях, когда человек является инициатором собственных действий и удовлетворяет свою потребность в автономии, он чаще испытывает положительные психические состояния: радость, гордость, интерес, увлеченность и уверенность.

В ситуациях, когда действия человека контролируются извне и потребность в автономии не удовлетворяется, человек чаще переживает отрицательные состояния: гнев, вину, стыд, скуку и утомление.

 - Для большинства людей одной из главных проблем является осознание того, что их деятельность – это их собственный выбор. Человек в такой ситуации ощущает вкус свободы, меняется его отношение к учебе или работе, он постоянно растет, привыкает к самостоятельности и ответственности. А значит, удовлетворяя потребности в автономии, человек влияет на свое психическое состояние, – резюмируют ученые.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов