«Полиграфия - это работа на стыке ремесла и искусства» - творческий подход к выполнению заказов от типографии «Печатный Элемент»
Типография «Печатный Элемент» открылась в Санкт-Петербурге в 2011 году. Постоянное развитие и обновление парка оборудования, богатый опыт руководителей, удачное месторасположение – о том, что делает типографию востребованной и узнаваемой на рынке мы поговорили с ее генеральным директором Юрием Гнездиловым.
Полиграфическая деятельность Юрия началась еще в 80-х годах, он успел поработать и в городе Тында, там впервые напечатал свой первый тираж рок альбомов, и в Железногорске, там основал свою типографию, которая работает до сих пор. В Санкт-Петербурге начинал с руководителя проекта по созданию типографии, несколько лет работал на крупном полиграфическом предприятии коммерческим директором.
С чего вы начали свое производство, как сумели выйти на полиграфический рынок? Какие были первые заказы?
К открытию мы готовились вместе с моим коллегой Евгением Павловым, разрабатывали бизнес-план, искали помещение, закупали оборудование. Евгений является соучредителем и коммерческим директором «Печатного Элемента».
В 2011 году мы открыли типографию «Печатный Элемент». Начинали весь бизнес «с нуля»: сняли небольшое помещение, приобрели базовую печатную машину Xerox 550, (кстати, у нас она работает до сих пор), купили «постпечатку»: степплер, биговщик, резак — все было ручное. Первые наши заказы — буклеты и листовки небольшого тиража, различные рекламные брошюры.
Откуда стали приходить заказы, как нарабатывали базу клиентов?
Первое время к нам приходили за цифровыми тиражами постоянные «офсетные» клиенты с прежнего места работы: они были хорошо знакомы с нашими менеджерами, поэтому «поверили» в молодую типографию.
Я, как человек общительный и с хорошими связями, распространил среди знакомых информацию о нас. Упор сделал на то, что мы оперативно выполняем заказы. Мне удалось договориться, чтобы разместили нашу рекламу в СКК. К нам начали обращаться участники выставок, которые, например, не успевали сделать полиграфические материалы, визитки, буклеты. Ну и конечно же через интернет, мы практически сразу, после открытия сделали свой сайт и разместили рекламу о себе — первые полгода набирали заказы очень оперативно, потихоньку вышли на окупаемость и начали уже зарабатывать.
Сейчас, основной поток заказов приходит через Яндекс Директ. Мы печатаем продукцию для различных мероприятий, конференций, семинаров, а также классику – визитки, каталоги, буклеты. Постепенно мы начали работать со многими городами России - Мурманском, Москвой, Костромой, Брянском, Омском, Новым Уренгоем, Великим Новгородом, Ростовом-на-Дону, Челябинском и Якутском. Как видите, для небольшой типографии география достаточно обширна.
Какую продукцию заказывают чаще всего?
Самая востребованная продукция последних лет это каталоги и листовки ризографией. Обычно каталоги заказывают к выставкам, конференциям, а также малый и средний бизнес для своих целей. Я ранее упоминал, что мы часто брали заказы для СКК, вот оттуда клиенты раньше заказывали каталоги в офсетных типографиях, но печатались они долго, часто время не совпадало с открытием выставки. Мы им предложили разбить тираж на несколько частей и выполнить заказ в несколько этапов, первый – небольшой, оперативный тираж непосредственно к началу выставки, а второй этап - ко второму-третьему дню выставки.
Мы третий год печатаем полиграфическую продукцию для одного крупного банка, а это очень требовательные клиенты, которые до нас постоянно меняли типографии. Первый год было не просто с ними работать, задача была выполнить сложную печать каталогов: обложка с софт тач ламинацией, для названия использовалось несколько видов тиснения +шелкография. Здесь используются очень сложные плашки. А также изготовить пакеты нестандартной формы из очень дорогого материала, стоимость которых превышает прибыль в несколько раз. Изготовить продукцию с браком, в этом случае, означает уйти в минус. Но с этим заказом мы справились, клиент остался доволен, и уже третий год подряд заказывает продукцию у нас.
Выполнением какой еще продукции вы можете похвастаться?
Много меню печатаем для различных заведений города — бары, рестораны, кафе и т.д. К нам обращаются заказчики, которым важно, чтобы меню было напечатано на хорошей дизайнерской бумаге и с определенной цветопередачей. А мы, в свою очередь, очень щепетильно относимся к качеству и ответственно подходим к работе, поэтому получается готовый продукт, которым довольны и мы, и заказчик. Вот примеры некоторых работ.
У вас есть своя «фишка» - например продукт или услуга, которую делает только ваша типография?
Мы почти единственная типография, которая занимается реставрацией книг. Идею подарила наша сотрудница Марина, которая занимается постпечатной обработкой. Реставрация книг изначально было ее хобби, но потом мы решили развить это направление и стали брать заказы на реставрацию. Однако, надо понимать разницу между ремонтом реставрацией книг. Ремонт - это восстановление рабочего состояния книги. Здесь не имеет значения - как это будет сделано. Делаются новые обложки из современных материалов, в переплёте используются безвозвратные материалы (невидимый скотч) и т.п. В сущности, ремонт – это достаточно бюджетная услуга. А вот реставрация - восстановление книги по возможности близко к первоначальному изданию. То есть главное требование - сохранить как можно больше от книги. Сохранить дух эпохи.
Расскажите, как проходит процесс реставрации, какое оборудование используете?
Это почти полностью ручной труд. Из оборудования мы используем только пресса, канцелярские ножи и резаки. Книга полностью разбирается, печатаются недостающие листы, где-то подбираются шрифты. Далее это все сшивается вручную, прокалывается и стягивается в блок. Обложку для книги иногда полностью перепечатываем, иногда оставляем фрагменты, находим старые фотографии, рисуем сами картинку. Во время реставрации блок полностью разбирается и моется от плесени, жиров и прочих следов времени. Сложная реставрация может проходить до двух месяцев.
Поделитесь историей реставрации самых интересных экземпляров?
В год примерно мы реставрируем несколько сотен книг. Конечно, в основном это типичные заказы (например, собака погрызла обложку или залил молоком памятную подаренную книгу). Но, бывают и очень интересные, приносили много библий, много дореволюционных книг. Например, мы реставрировали книгу «Виды Санкт-Петербурга» за 70 тысяч, а заказчики потом продали ее на аукционе за 300 тысяч. Самая старая книга — рукописная библия 1837 года. Кстати, клиент остался настолько доволен, что потом принес еще 12 книг (общая сумма заказа вышла почти на полмиллиона). Вот еще интересная книга «История русско-японской войны» 1907 года. Посмотрите нашу последнюю работу: Елена Молоховец «Подарок молодым хозяйкам» 1912г. Книга была старая, засаленная, страницы были мятые, рваные и отделены от блока. Вот, здесь мы восстанавливали все листы и обложку, сделали тонировку среза блока. В общем, книга получила новую жизнь.
Вы приобрели УФ-принтер Mimaki UJF - 3042MkII EX. Поделитесь, как его возможности сказались на ассортименте услуг, предлагаемых типографией?
Приобретение УФ принтера Mimaki UJF - 3042MkII EX - это как попытка немного отойти от стандартной полиграфии и расширить свое производство сувенирной печатью. А нам всегда не хватало возможностей печати на готовых изделиях. УФ принтер позволил нам делать печать на переплётных обложках отремонтированных книг. Обложку мы конечно можем изготовить, но, чтобы сделать на ней красивую надпись, необходимо заказать клише, которое стоит минимум 500 рублей. Поэтому, ее стоимость сильно возрастает. Благодаря УФ принтеру мы можем предложить изготовление обложек с надписями гораздо меньшей стоимостью.
А вообще у нас очень много планов на УФ принтер — начиная от корпоративных подарков -фирменных ручек, игрушек, необычных календарей и заканчивая табличками со шрифтом Брайля и имитацией витражей. Это оборудование вдохновляет, так и хочется попробовать напечатать на чем-нибудь не стандартном.
Складывается впечатление, что ваша типография постоянно развивается: уникальные услуги, расширение производства новыми видами печати, предложения решений существующих на рынке проблем. Расскажите, как ваше стремление к росту сказывается на парке оборудования?
Мы постоянно находимся в процессе переоборудования: потихоньку избавляемся от б/у станков, которые приобрели «на старте». Они низкого качества, поэтому мы активно вкладываем в более дорогие, надежные и профессиональные аппараты. Например, мы сейчас заменили китайские резаки на польские Grafcat. В 2017 году мы приобрели новую высокопроизводительную ЦПМ Xerox Versant 80. В общем, мы ежегодно тратим часть нашей выручки на покупку нового оборудования. В наших ближайших планах приобрести оборудование для квадрачения корешка, благодаря которому мы сможем заменить термоклей на скрепочных брошюрах и наносить надпись на корешок.
В конце нашего интервью Юрий Леонидович провел экскурсию по производству, познакомил со всеми работниками, печатниками. Я увидела как реставрируются книги, а также как происходит процесс запечатывания ручек на Mimaki. Юрий с менеджерами показал свои необычные работы, например, визитки на УФ принтере с лаком, различные меню, книги, альбомы. Как верно заметил Юрий Гнездилов, полиграфия - это работа на стыке ремесла и искусства. Думаю, многие полиграфисты согласятся с этим утверждением.