Международный журнал, насчитывающий семь миллионов подписчиков, написал об ученых КФУ
Директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин не без гордости отметил, что эта статья — реальный показатель узнаваемости стратегической академической единицы Казанского университета «Учитель XXI века» среди зарубежных коллег.
На сайте международного журнала Psychology Today с общим числом подписчиков более семи миллионов человек вышла статья об ученых КФУ, ведущих свои исследования в рамках приоритетного направления «Учитель XXI века».
Доктор философии, основатель и директор Исследовательского института Гарвардского университета (США) Гил Ноам, один из участников прошедшего недавно в Казанском федеральном университете международного форума по педагогическому образованию IFTE в своем блоге на Facebook поделился впечатлениями о форуме и телешоу, в котором он, наряду с другими лидерами педагогического образования всего мира, принял участие.
Публикация ученого заинтересовала редакцию журнала Psychology Today, читателями которого на сегодняшний день являются 7 379 793 человек. И на днях в онлайн-версии журнала в рубрике "Блоги" был напечатан материал , в котором, в том числе, ученый отметил и результаты крупнейшего на постсоветском пространстве форума по педагогическому образованию IFTE, собравшему на площадке Казанского университета более 600 лучших исследователей в области педагогического образования из 93 российских и 65 зарубежных университетов и научных организаций.
Для справки
Psychology Today — научно-популярный журнал, основанный в 1967 году. Более 800 авторов работают над созданием материалов для этого журнала, каждый из них является признанным экспертом в области психологии и психиатрии.
Директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин не без гордости отметил, что эта статья — реальный показатель узнаваемости стратегической академической единицы Казанского университета «Учитель XXI века» среди зарубежных коллег.
В своей статье Гил Ноам отметил высокий уровень докладов и дискуссий и хорошую организацию казанского форума. Ему как ученому было интересно узнать о социально-эмоциональной стороне преподавания, о том, как реализуется в разных странах концепция целостного восприятия личности ребенка, учащегося, студента. Несмотря на то, что, по словам Ноама, коллеги из разных стран высказывают схожие взгляды на решение многих проблем педагогики, нашлась и область педагогики, вызвавшая массу споров проблема. Речь идет о сотрудничестве учителя и учеников в процессе обучения.
— Один из коллег утверждал, что образование должно быть ориентировано на учителя, а не на учащихся. Я не могу согласиться с этим — на мой взгляд, отправной точкой должен быть ученик. Ведь конечная цель школы - приносить пользу ученику. По этой причине студенты должны стать партнерами в процессе обучения, а не только получателями информации в иерархии обучения.
Во время телевизионной дискуссии я заявил тезис, за который борюсь уже длительное время: учителя должны получить больше уважения в обществе. Но уважение надо заслуживать в каждом классе. Я понимаю, что это высокая планка, но верю в это сейчас больше, чем когда-либо.
Почему? Потому что мы находимся в центре Всемирной революции знаний. Учитель больше не является основным источником знаний — информация идет отовсюду: через интернет, YouTube, мгновенные результаты поиска. Личные возможности для молодежи также расширяются, поскольку внеучебные организации (музеи, общественные центры) все плотнее взаимодействуют со школами.
Огромный поток информации и данных дает каждому возможность выбора. Но этот поток информации может и подавить, уменьшая концентрацию внимания из-за огромного потока данных, визуализаций для поглощения.
Эти достижения радикально изменили отношения между учеником и учителем. Думаю, что учитель скоро станет куратором информации, помогая молодежи развивать навыки критического мышления для отсеивания так называемых «поддельных новостей» и предвзятых интерпретаций ненужной информации и более полного усвоения необходимой информации. В этом случае учителям необходимо быть экспертами по контенту — мы никогда не должны полностью полагаться на технологии для экспертизы контента.
В этом смелом новом мире учитель должен стать специалистом по личностному обучению, а школа станет местом ученики будут получать наставления от учителей для работы над проектами и решения проблем в команде. Монополия знаний, передаваемых по государственным учебным планам, будет прекращена, обучение будет становиться все более и более децентрализованным, поскольку источники обучения уже полностью децентрализованы в интернете.
Это освободит учителей, даст им возможность стать лучшими, творческими и иметь реальный авторитет как заботливые взрослые, которые находятся в учебном путешествии со своими учениками. Уважение к учителю значительно возрастет, когда мы найдем новую роль для этой благородной профессии.
Думаю, что форумы такого уровня, как IFTE, могут позволить себе только сильные университеты, каким является Казанский федеральный университет. И я был рад на форуме в Казани найти единомышленников-педагогов, которые считают, что реформы должны быть более радикальными и начинать надо с определения новой роли для учителей.