Эксперт КФУ о психологии религии
Эксперт КФУ о психологии религии
Как человек становится верующим и почему Юнг считал, что у психолога и священника существует некоторая общность функций, рассказала доцент кафедры общей психологии ИПО КФУ Марина Валиуллина.
Большинство людей на земле имеют отношение к одному из религиозных направлений: кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, но люди верят в существование высшей силы. Психология как современная наука не дает оценки, есть высший разум или его нет. Она принимает факт, что есть верующие люди, и изучает сознание религиозных людей (как оно формируется и какие факторы на него влияют), мышление и их поведение.
Как человек становится верующим и почему Юнг считал, что у психолога и священника существует некоторая общность функций, рассказала доцент кафедры общей психологии ИПО КФУ Марина Валиуллина.
- Для начала стоит определить, что мы вкладываем в понимание «психологии религии». Это научная дисциплина, исследующая совокупность различного рода психических явлений как в жизни индивида, так и в жизни коллектива, связанных с религией.
Если говорить о психологии светской, где рассматриваются разнообразные сферы жизни человека, касающиеся его обыденной жизни (взаимоотношения людей между собой, внутренние конфликты, личностный рост, особенности физического состояния, переживания) психология религии рассматривает социально-психологические связи в контексте веры в высшие силы. То, что люди называют по-разному в зависимости от вероисповедания: Бог, Аллах, Христос, Будда.
Психология религии обладает очень специфической чертой: в отличие от других психологических направлений здесь затрагивается сфера жизни огромного количества людей.
По мнению психолога, социально-экономический и политический кризис, переживаемый в 90-е годы в России, негативным образом повлиял на морально-психическое состояние общества.
– В психологическом плане такая ситуация нашла выражение в постоянном физическом и духовном напряжении, состоянии стресса, фрустрации, чувстве социальной незащищенности. Что, в свою очередь, вызвало поведенческую дезадаптацию, деформацию человеческой личности (неврозы, психопатии) и, как следствие, привело к компенсаторно-иллюзорным формам поведения, таким как алкоголизм, наркомания и др. Произошел в это время и всплеск религиозной активности.
Психологи пытаются понять, как человек становится верующим.
— В психологии существует много разных мнений по поводу того, почему люди приходят в веру. Может быть, ребенок воспитывается в религиозной семье. Чаще других приходят к богу, когда появляется какая-то очень трудная ситуация, связанная со здоровьем, проблемами близких людей, когда человек теряет надежду на светскую помощь.
В 1927 году Фрейд утверждал: «Боги сохраняют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим прежде всего в образе смерти, и вознаграждают за страдания и лишения, выпадающие на долю человека в культурном сообществе». Так что по Фрейду религиозность призвана примирить человека с явлениями, которыми он не может управлять; уменьшить страх смерти; примирить нас с несправедливостью социума.
Психолог обратил внимание и на этимологию слова «религия».
— «Религия» состоит из двух частей: + ligare «вязать; связывать» и re- «обратно; опять, снова». Таким образом, получается, что религия подразумевает установление утерянной когда-то связи с богом.
Кстати, еще К. Юнг указывал на некоторую общность функций психолога и священника. На Западе рождение практики психологической помощи совпадает по времени с массовым отходом людей от Церкви: психология стала замещать и подменять трансцендентный аспект жизни человека.
Психотерапия по своему предназначению есть душевная помощь человеку в страдании, поэтому главный ее познавательный интерес состоит в том, чтобы понять тайну человеческого преодоления страдания. Именно в этом пункте сходятся психотерапия и религия, психотерапия и молитва.
Психолог КФУ пояснил и ситуацию, почему некоторые ученые считают верующих людей психологически ненормальными.
— Мэтры психологии (Фрейд, Юнг, Персингер, Рамачандран) сравнивали религию с неврозами. Это понятно и объяснимо: страдающие люди чаще склонны искать утешение в религии. Невротик - человек, при которых он себя спокойно чувствует. Религия – это прямой ответ на иррациональные потребности невротика. В рамках религии он может отчасти, а может и полностью решить свои проблемы, благодаря нормам и догмам, существующим там. Сама по себе религия не является исключительно мировоззрением невротика. Но мировоззрение невротика – это чистой воды религия. Парадокс заключается в том, что и религия сама может невротизировать человека.
В любом случае, подчеркивает психолог КФУ, здоровая личность сама строит своё будущее, а не пытается его угадать.
Таким образом, психологи, не затрагивая философские вопросы о существовании Бога, помогают решить те психологические конфликты, которые могут возникнуть у верующих той или иной конфессии.
— Психология религии ищет эффективные средства воспитания и укрепления религиозности, учит использовать священнослужителей данные психологии в своей деятельности, а также помогает человеку в его гармоничном и целостном развитии.
Так что я не думаю, что религия и психология не совместимы... Они как две дороги, которые идут то параллельно, то пересекаются, то сливаются в одну широкую.