Частные судебные приставы в России — «за» и «против»
Будущее системы судебных приставов в России на основе опыта различных стран мира обсудили в Сочи на международном форуме с участием представителей около 40 стран.
IX Международная научно-практическая конференция по вопросам принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов «Государственная и частная системы принудительного исполнения: сравнительный анализ и лучшие практики» прошла 9-13 октября 2018 года г. Сочи.
Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Ирина Рукавишникова передала участникам конференции приветственный адрес Председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. В котором, в частности, говорится, что органы принудительного исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов играют все более заметную роль в обеспечении работы судебной системы России, повышая открытость и прозрачность процедур, применяемых в отношении граждан и юридических лиц.
По словам сенатора, в последние годы возросло количество исполнительных документов, поступающих на принудительное исполнение в Федеральную службу судебных приставов. В 2017 году было возбуждено более 60 миллионов исполнительных производств, что на 6 миллионов больше, чем в 2016 году, и на 15 миллионов больше, чем в 2015 году.
- Сегодня перед нами стоит задача – создать более эффективный механизм исполнения судебных актов и актов иных уполномоченных органов. Основные задачи в этой сфере и пути их решения представлены в постановлении Совета Федерации, принятом в мае этого года. При этом одним из актуальных остается вопрос о форме организации системы принудительного исполнения. Необходимо решить: надо ли сохранять действующую модель, либо пора перейти к принципиально иному механизму, - в частности, отметила Ирина Рукавишникова.
Речь идет о Постановлении Совета Федерации от 16 мая 2018 года № 154-СФ «О состоянии и перспективах принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц». В документе говорится о необходимости совершенствовать механизмы работы, активнее использовать современные технологии, добиваться максимальной эффективности и открытости. В частности, нуждается в упрощении процедура исполнения требований исполнительных документов. Необходимо модернизировать систему уведомлений лиц, участвующих в исполнительном производстве. Кроме того, следует совершенствовать законодательство в части исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах.
По-прежнему актуальной остается проблема повышения статуса судебных приставов. В настоящее время уровень социальной защищенности судебных приставов значительно уступает уровню социальной защищенности военнослужащих, что в свою очередь приводит к большой текучести кадров, а также создает предпосылки и условия для возникновения коррупционных рисков и совершения должностных преступлений.
- Системы органов принудительного исполнения разных государств складываются в каждой стране под влиянием различных факторов. В целом они подразделяются на государственную, частную и смешанную. Несомненно, частноправовая организация системы принудительного исполнения заслуживает самого пристального внимания законодателей. Однако важно понимать, что переход к такой модели имеет как положительные, так и отрицательные стороны, - подчеркнула сенатор.
К числу первых она отнесла то, что оплата деятельности судебного пристава-исполнителя осуществляется не за счет средств федерального бюджета. Оплата его работы находится в прямой зависимости от ее результатов и ложится на должников. Это позволяет повышать эффективность системы принудительного исполнения.
При этом эксперты отмечают, что существует угроза криминализации этой сферы деятельности ввиду возможности получения через судебного пристава-исполнителя информации о деятельности должника и его платежеспособности, а также другие возможные злоупотребления со стороны судебных приставов-исполнителей.
- По мнению других экспертов, более приемлемым для нашей страны будет установление смешанной модели, которая сохраняет за судебными приставами статус государственных служащих при одновременном доступе к реализации исполнительного производства других организаций. Данная модель уже в какой-то мере используется в рамках деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств перед микрофинансовыми организациями, - добавила Ирина Рукавишникова.
Сенатор выразила уверенность, что особое внимание на форуме будет уделено обсуждению важного международного документа – Глобального кодекса принудительного исполнения. В нем отражены мировые тенденции развития исполнительного производства. Кодекс признан полезным для развития системы принудительного исполнения и гармонизации российского исполнительного законодательства.
- Целый ряд интересных положений Кодекса, а также научно-практические рекомендации, принятые по итогам конференции будут в дальнейшем использованы в нашем нормотворческом процессе. В том числе при подготовке российского Исполнительного кодекса, - резюмировала Ирина Рукавишникова.
Напомним, что в таких странах как США, Германия, Дания, Израиль, Финляндия, Швеция, Беларусь действует государственная система принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель является государственным служащим, наделяется властными полномочиями, обладает возможностью взаимодействовать в процессе работы с другими государственными органами. Функции принудительному исполнению возлагаются должностных лиц, работающих в органах судебной либо исполнительной власти при органах юстиции.
В России, США, Финляндии органы принудительного исполнения входят в систему исполнительной власти. В Республике Беларусь, Германии, Израиле, Республике Казахстан принудительное исполнение возлагается на должностных лиц, состоящих при судах.
Судебные приставы-исполнители являются частными лицами, например, во Франции, в Италии, Нидерландах, Польше и Литве, а также в Люксембурге, Румынии, Словакии, Словении, Эстонии. Частная система характеризуется тем, что судебный исполнитель самостоятельно организует свою работу и при этом несет за ее результаты.
По словам Директора Федеральной службы судебных приставов – главного судебного пристава РФ Дмитрия Аристова, для обеспечения условий зашиты и восстановления нарушенных прав граждан важно проводить оценку качества любой системы принудительного исполнения не с позиции ее сравнения с другой системой, а с позиции ее соответствия административным, экономическим, социальным и иным факторам, существующим в отдельно взятом государстве в определённый момент времени.
В работе конференции приняли участие заместитель Министра юстиции РФ Вадим Федоров, президент Международного союза судебных исполнителей Марк Шмитц, делегации 38 стран мира. В частности, опытом организации системы судебных приставов поделились представители таких стран, как Азербайджан, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Боливия, Гвинея, Германия, Замбия, Израиль, Испания, Италия, Камбоджа, Камерун, Китай, Куба, Румыния, Сербия, США, Таджикистан, Таиланд, Узбекистан, Финляндия, Франция, Чад, Чехия, Эстония.