Профессии будущего: кто окажется востребован на рынке труда через 5-10 лет
Ведущий хедхантер России Алена Владимирская, сотрудничающая с такими крупнейшими российскими и международными компаниями, как Facebook, Booking, AliExpress, Yandex и Mail.Ru Group, в рамках своей лекции «Навыки будущего» в Headliner Club поделилась своими прогнозами относительно российского рынка труда в среднесрочной перспективе и составила список ключевых квалификаций, необходимых топовым специалистам сегодня. Векторы, намеченные Владимирской, в первую очередь будут интересны тем, кто задумывается, в какой ВУЗ направить детей, чтобы по окончании обучения они смогли без труда найти себе работу.
Несмотря на то, что темпы взросления у всех разные, детскую профориентацию Алена Владимирская рекомендует начинать с 12 лет. До этого возраста основная задача родителей – познакомить ребенка с многообразием мира и существующих в нем видов деятельности: чаще ходить в музеи, развивающие и образовательные центры, кружки, смотреть познавательные видео, больше путешествовать и беседовать. К 12-14 годам у подростка формируется индивидуальная сфера интересов: это могут быть как биология и аналитика, так и рисование и компьютерные игры. Интересы нельзя недооценивать: если кажется, что сын или дочь «ничем не интересуется» и «только развлекается», то, возможно, они просто не видят за своими увлечениями профессий, которые их обеспечивают. Здесь важно не оказывать излишнего давления, которое дети и так ощущают в школе: к пониманию профессии необходимо прийти через обсуждение, не создавая у еще не определившегося подростка чувства неполноценности. Однако взрослым следует понимать, что ребенку, интересующемуся такими стремительно развивающимися точными науками, как космология или астрономия, лучше учиться и искать работу за рубежом.
Не стоит опасаться того, что именно на период 12-14 лет приходятся основные бунты и протесты: на самом деле растущая личность нуждается в авторитетах, которые способны будут «пройти проверку отрицанием». Здесь важно найти ментора – наставника, под чьим руководством область интересов ребенка трансформируется в конкретные представления о будущем роде занятий. Это может быть харизматичный педагог, руководитель студии, друг семьи, который свои примером покажет, что заниматься выбранным делом, отвечающим первым интересам ребенка, может быть увлекательно и интересно – главное, чтобы он успел познакомиться с таким взрослым до 16 лет. Как в этом возрасте, так и чуть старше, в начале обучения, важно сохранить за подростком право на ошибку, а также право вовремя бросить надоевшее или нелюбимое занятие, к которому склоняют его родители – важно лишь, чтобы он мог аргументировать свой отказ.
Когда ребенок выберет, по чьим ему пойти стопам, вся помощь, которая ему требуется от родителя – это содействие (прежде всего финансовое) в поступлении в лучший ВУЗ по специальности. Даже сегодня, когда профильное образование остается необходимым условием работы лишь в узкоспециализированных областях (медицина, юриспруденция, управление высокоточными механизмами), а онлайн-образование по качеству зачастую превосходит традиционное, выбор ВУЗа по-прежнему важен. Во-первых, во всех ведущих учебных заведениях уже созданы кафедры крупных предприятий, через которые еще в процессе обучения можно устроиться на работу и получить опыт, необходимый для дальнейшего трудоустройства. Во-вторых, такие ВУЗы предлагают участие в бесплатных международных обменах – а выпускники, проведшие хотя бы незначительное время на стажировке за рубежом, ценятся на рынке выше. В-третьих, при ряде ВУЗов появились акселераторы и инкубаторы, помогающие молодежи организовывать свои стартапы: даже если собственное дело не выдержит рыночной конкуренции, его в любом случае можно занести в послужной список, а также завести деловые связи, представить свои наработки крупным компаниям и получить шанс перейти в штат. Топовыми неспециализированными столичными ВУЗами с точки зрения работодателей, по мнению Владимирской, сегодня являются МГУ, МГТУ им. Баумана, НИУ ВШЭ, МФТИ, МГИМО, РЭУ им. Плеханова, МГМУ им. Сеченова и РНИМУ им. Н.И. Пирогова, из числа петербургских – СПБГУ. Безусловными лидерами могут считаться учебные заведения, участвующие в правительственной программе «Проект 5-100».
В обозримом будущем автоматизация рынка труда поглотит не только низкоквалифицированный обслуживающий персонал (водителей, официантов, кассиров), но и – по мере развития технологий – бухгалтеров, юристов, экономистов, переводчиков, менеджеров по продажам и специалистов по подбору персонала: за исключением тех, кто сумел достигнуть высочайшего уровня компетенции. Не останется и junior-вакансий – должностей для начинающих специалистов: пресловутая проблема того, что для получения работы всюду требуется опыт работы, встанет еще острее. Наиболее перспективными будут такие отрасли, как финансы и технология (прежде всего мобильный и онлайн-банкинг), онлайн-образование, низовой продуктовый ритейл и высокотехнологичная агропромышленность; не останутся без работы эксперты по работе с «хорошей» криптовалютой и специалисты по экспорту в Китай и другие страны Азии с хорошими личными связями. Переживает на данный момент трансформацию профессия маркетолога: критически не хватает специалистов с серьезными аналитическими навыками и умением управлять сегментом digital. Ключевыми компетенциями в бизнес-секторе будут понимание big data и data science, умение прозрачно строить управленческую отчетность на минимуме показателей и внедрять автоматизацию, навыки кризис-менеджмента.