Cносить нельзя ремонтировать
В начале ноября в Государственной Думе РФ началось обсуждение поправок в Жилищный кодекс РФ и ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», внесенных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Поправки направлены на изменение условий ремонта ветхих многоквартирных домов и расселение граждан из аварийного жилфонда. Эксперт сферы ЖКХ Александр Костюков объяснил, как правильно поставить запятую в предложении «Сносить нельзя ремонтировать» и почему обсуждение этой темы вызывает горячие споры.
Президент России Владимир Путин более года назад поставил задачу сократить количество непригодного для проживания людей жилья. На разработку концептуального решения вопроса у Минстроя ушло около года. В ноябре 2019 г. оно было внесено в Госдуму в виде поправок к законодательству. Ожидается, что они вступят в силу с января 2020 года. Поставленную президентом задачу правительство планирует выполнить двумя способами: ускорить расселение жильцов из аварийного фонда и сократить объем жилфонда, который признается аварийным.
Эксперт в сфере ЖКХ Александр Костюков отмечает, что в предлагаемых поправках отсутствует упоминание такого понятия как «ветхое жилье». Отныне предлагается считать многоквартирный дом либо аварийным, либо не аварийным.
По словам эксперта, термин «ветхое жилье» часто употребляют в значении «аварийное», хотя между ними есть принципиальная разница. В «ветхом», несмотря на дискомфорт, для жильцов сохраняется безопасность, в «аварийном» — она отсутствует. Как установить грань безопасности, в действующем законодательстве прописано довольно расплывчато, что и это стало основой злоупотреблений на местах. В итоге, от термина «ветхое жилье» решили отказаться и предложили ввести более четкую систему признания дома аварийным, чтобы у муниципальных властей не было возможности искусственно лишать дом возможности войти в региональную программу расселения.
— По действующим правилам, можно признать аварийным жилье, в котором несущие конструкции имеют износ более 70 процентов, — говорит Александр Костюков. — Это само по себе представляет опасность для проживания в таком доме людей. Однако в населенных пунктах полно домов, которые формально под эти требования не попадают.
Эксперт приводит пример, когда общий износ конструкций МКД составляет 60%, но отдельные конструктивные элементы имеют износ около 100%. Жить в таком доме явно небезопасно, но, согласно действующим нормам, можно. Новые правила, предлагаемые Минстроем, будут определять аварийность МКД по его фактическому состоянию, а не по пригодности его отдельных элементов и коммуникаций.
Пока дом не признан аварийным, Минстрой предлагает на нем не экономить и включить в дополнительную программу капитального ремонта. Она ускорит ремонт многоквартирных домов с высоким уровнем износа до 3 лет. Согласно новому законопроекту, для этого предлагается создать специальную подпрограмму по капремонту. Финансирование будет трехсторонним: часть денег возьмут из взносов граждан на капремонт, часть — из федерального бюджета и часть профинансирует региональный бюджет. Таким образом, удастся добиться того, чтобы люди могли жить в безопасных и, самое главное, в человеческих условиях до момента, когда их дом признают аварийным.
— Именно это предложение Минстроя вызвало споры как среди экспертов, так и среди рядовых жителей, — говорит Александр Костюков. — Люди считают, что ремонтировать дома с высокой степенью износа не имеет никакого смысла: стоимость ремонта сравнима со стоимостью строительства нового дома, при этом престижность проживания в отремонтированном доме резко ниже новостройки. В стране сложилась ситуация, в которой люди десятилетиями живут в развалюхах, ожидая, когда же их дом признают аварийным, чтобы за счет государства получить новую квартиру. По их мнению, запятая в предложении «Сносить, нельзя ремонтировать» обязательно должна стоять после слова «Сносить».
Эксперт Александр Костюков поясняет, что если предложенные Минстроем поправки будут приняты, то они, в целом, закроют и проблему проведения планово-предупредительного ремонта ветхого фонда:
— Отремонтировать ветхие дома в полном объеме за счет только лишь средств, собираемых по статье «текущий ремонт», на практике очень не просто. Ежедневное обслуживание домов, которые все еще по привычке называют аварийными, влетает в копеечку и зачастую напоминает плаванье на дырявой надувной лодке: затыкаешь дыру в одном месте, тут же течь образуется в другом, затыкаешь ее – прорывает в третьем, и так по кругу. А жители надеются на переселение и обычно даже слышать не хотят о дополнительных взносах на ремонт разваливающего дома.
Дополнительными мерами, способствующими переселению граждан из аварийного жилья по новым правилам, могут стать: предоставление собственникам жилья субсидированной льготной ипотеки, создание специализированного (маневренного) жилого фонда, осуществление дополнительных социальных выплат на цели обеспечения жильем собственников жилых помещений, расположенных в подлежащих расселению аварийных домах, предоставление субсидий застройщикам при реализации механизма по развитию застроенных территорий. Все эти меры удачно дополняют уже существующие механизмы переселения граждан из аварийного жилья, и, безусловно, они помогут ускорить процесс сокращения количества аварийных домов в стране.
— Мы надеемся, что с увеличением финансирования ремонта в рамках новой подпрограммы старые изношенные дома удастся качественно отремонтировать и содержать их станет менее затратно, — говорит Александр Костюков. — Сейчас же собранных средств жильцов, внесенных в фонд капремонта, хватает только на незначительный восстановительный ремонт. Глобально же состояние ветхого дома такой ремонт не улучшает, то есть не останавливает скорость его ветшания. Я считаю, что с появлением новых поправок к законодательству появляется реальный шанс не только улучшить условия жизни людей, но и остановить износ ветхих домов.