Обнародована программа нового авиационно-технического консорциума
Целью Программы является создание предприятия с предметно-замкнутым циклом проектирования и изготовления авиационных двигателей и газотурбинных приводов наземного и судового применения в 2020-2023 гг.
Основанием для реализации Программы является научно-технический потенциал и научно-технический задел ОАО АМНТК «Союз» в части разработки авиационных двигателей для различных типов летательных аппаратов, включая беспилотные с одной стороны и производственный потенциал ОАО «БЛМЗ», имеющий высокие компетенции в изготовлении компонентов авиационной техники, достаточные производственные площади для размещения дополнительных производственных участков в соответствии со спецификой производства газотурбинной техники.
ОАО АМНТК «Союз» был создан в 1943 году на базе предприятия «Оргавиапрома», выпускавшим отдельные комплектующие для авиационной техники, по предложению известного конструктора авиационных двигателей А.А. Микулина, который смог убедить, даже в условиях военного времени, политическое руководство страны в том, что создание предприятия объединяющего конструкторское бюро и опытное производство, значительно сокращает сроки создания авиационных двигателей и позволяет участвовать в работах в смежных областях науки и техники. Так, например, ОАО АМНТК «Союз» участвовал в работах по созданию боевого газодинамического лазера, термоэмиссионной ядерной силовой установки.
Эффективность такого подхода к созданию единого научно-технического комплекса хорошо просматривается на примере ОАО АМНТК «Союз» в период с 1943 по 1990 гг. на предприятии созданы 19 новых двигателей и 44 их модификации, выпускавшихся серийно самыми массовыми тиражами, а созданная госкорпорация ОДК за 11 лет существования практически не создала ни одного нового двигателя, поступившего в серийное производство.
С начала 90-х годов, на фоне политических и экономических изменений в государстве, была разрушена система управления и обеспечения опытными предприятиями, на которых в первую очередь отразился весь негатив происходившего, т.к. они не имели серийно выпускаемой продукции, а структура производства была ориентирована на создание опытных образцов высокотехнологичной продукции.
Это привело к значительным кадровым потерям и существенному снижению научно-технического и производственного потенциала предприятия.
Со сменой руководства в 2001 году в значительной мере удалось на только остановить отток кадров, полностью сохранить научно-технический задел предприятия и на его основе продолжить разработку новых образцов газотурбинной техники.
В целях наращивания научно-технического потенциала, на сегодняшний день осуществляется набор специалистов, возвращение бывших работников с громадным опытом работы и молодых специалистов, выпускников профильных вузов.
В ближайшее время численность ОКБ предполагается довести до 200 человек, а также осуществить дополнительный набор в технологические и металлургические службы предприятия.
Другим направлением работ является организация современных рабочих мест, обеспеченных программными комплексами современного уровня. Так, в дополнение к хорошо зарекомендовавшему программному комплексу «Град», рабочие места конструкторов и технологов оснащены программным комплексом «Unigrafix», позволяющим выпускать конструкторскую документацию в электронном виде, выполнять 3D моделирование сборочных единиц и изделия в целом.
Также, в последнее время восстановлен после длительного простоя экспериментально-испытательный комплекс в Промзоне «Тураево», состоящей из 5 испытательных боксов и обеспечивающий все виды (кроме высотных) испытаний турбореактивных двигателей тягой от 200 кг до 35000 кг. Проводятся работы по автоматизации испытаний, и анализ результатов в онлайн режиме.
Значительно сложнее обстоит дело с производственным комплексом.
В первую очередь это связано с расположением ОАО АМНТК «Союз» в историческом центре Москвы, водоохраной зоне Москвы-реки и связанных с этими ограничениями по организации практически всех видов производств, а также решениями Правительства Москвы о выводе промпредприятий из исторического центра.
Решением данной проблемы может быть организация опытного производства газотурбинных двигателей на мощностях ОАО «БЛМЗ», которое обеспечит опытно-конструкторские работы ОАО АМНТК «Союз» изготовлением материальной части на этапах разработки и доводки двигателей по результатам испытаний, как отдельных узлов, так и двигателя в целом.
На сегодняшний день ОАО «БЛМЗ» имеет высокие компетенции в производстве компонентов авиационной техники в первую очередь в сфере взлетно-посадочных устройств.
Одновременно с модернизацией производства - закупкой оборудования с ЧПУ известных зарубежных производителей (в том числе и 5-ти осевых станков для механической обработки), освоены новые технологические процессы, такие гидроабразивная и лазерная резка, электроэрозионная обработка.
Большое внимание уделяется вопросам «цифровизации» управленческой и производственной деятельности, закуплены и внедряются программно-аппаратные комплексы фирмы «DC-sistems», организован инженерно-технический центр, обеспечивающий технологическую подготовку производства.
Несмотря на наличие на ОАО «БЛМЗ» всех видов литейного производства, (включая сложнофасонное литье титановых сплавов, большой парк оборудования для механической обработки, сложившиеся производственные и технологические компетенции) на сегодняшний день нельзя сказать, что ОАО «БЛМЗ» в состоянии обеспечить предметно-замкнутый цикл изготовления газотурбинных двигателей. Требуется закупка дополнительного оборудования, такого как оборудование для электронно-лучевой сварки, высокотемпературной пайки, плазменного напыления, ионно-плазменного напыления, организация цеха окончательной сборки.
Вместе с тем, капитальные вложения на организацию производства ГТД на ОАО «БЛМЗ» значительно ниже затрат на организацию производства на «пустом» месте, а объединение научного и производственного потенциала ОАО АМНТК «Союз» и ОАО «БЛМЗ» позволит возродить проверенную временем организационную схему создания авиационных двигателей.