Как бондовые зоны изменят рынок e-commerce в России
Бондовые зоны – это возможности, а не угрозы местным производителям.
В Татарстане планируют создать первую в России бондовую зону, где будет действовать специальный таможенный и налоговый режим для трансграничной интернет-торговли. СеллерМАРКЕТ принял участие в дискуссии по этому вопросу, которую организовал бизнес-омбудсмен РТ Фарид Абдулганиев.
По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли Россия находится на 11 месте в мире по развитию трансграничной торговли. Серьезно изменить ситуацию сможет бондовая зона, которую планируют построить в Татарстане. При этом в вопросе строительства бондовой зоны нельзя терять время, если проект не получится реализовать в течение 6-12 месяцев, то потом будет уже поздно, отмечает Игорь Зубов, исполнительный директор НАДТ.
"Бондовая зона" (или бондовый склад) – это место с особым таможенным статусом, которое используется для накопления, хранения и распределения товаров, реализуемых физическим лицам через интернет-площадки. Особый таможенный статус бондовой зоны позволяет не платить таможенные пошлины и налоги при хранении на нем импортируемых товаров до их приобретения конечным покупателем.
Фарид Абдулганиев, бизнес-омбудсмен РТ:
- Татарстан имеет все необходимые условия для создания бондовой зоны: логистическая инфраструктура, оптимальное географическое расположение, поддержка республиканских органов власти. Чтобы был более понятен принцип работы бондовой зоны, хочу озвучить главные принципы функционирования подобных зон в Китае – это льготное налогообложение, беспошлинная торговля, особое налоговое регулирование, особый режим валютного регулирования, возможность отправки товаров исключительно в иностранной валюте.
Последние 5 лет Национальная ассоциация дистанционной торговли пытается развивать трансграничную торговлю, и вот, наконец, вопрос сдвигается с мертвой точки – в РТ планируют открыть бондовую зону с низкими налоговыми ставками и лояльными условиями для всех участников трансграничной торговли.
На вопрос СеллерМАРКЕТа о том, как именно изменят бондовые зоны онлайн-торговлю в России, и будет ли ориентация на экспорт или импорт товаров Игорь Зубов, исполнительный директор НАДТ, ответил так:
- Для нас очень показателен пример бондовых зон в Китае и Малайзии, когда местное правительство не только помогает своим компании экспортировать товары, но также выдает определенные субсидии, частично оплачивает транспортные расходы, оплачивает комиссию маркетплейсов, поддерживает в процессе выхода на МП, оказывает помощь в оцифровке товаров.
Что касается импорта, то мы хорошо понимаем вашу озабоченность, потому что в последние годы было много дискуссий по поводу регулирования импорта в России. Но здесь важно понимать, что с созданием бондовых зон российские и зарубежные компании будут поставлены в равные условия. Ни для кого не секрет, что сегодня на российских маркетплейсах продается 60-70% товаров из-за рубежа. Поэтому российские продавцы могут использовать бондовые зоны, чтобы гораздо быстрее и дешевле получать товар из-за рубежа и продавать его на маркетплейсах. Создание бондовой зоны это не угроза, а возможность для российских компаний.
Бондовая зона: экспорт или импорт?
Купить недорогой товар на зарубежном маркетплейсе, и уже через пару дней увидеть его у себя в руках – станет реальностью с бондовыми зонами. Каким образом тогда будут конкурировать с зарубежными продавцами российские маркетплейсы – вопрос открытый.
Гузель Халилова, компания СеллерМАРКЕТ:
- Создание первой бондовой зоны для трансграничной интернет-торговли – большой шаг в развитии e-commerce в РФ. Но важно понимать одно: идет ориентация на экспорт или на импорт? Если преимущество будет отдано экспорту товаров (продажа товаров российского производства на мировых торговых площадках), то это поможет и местным производителям, и экономике нашей страны. Если же это будет преимущественно импорт товаров, то думаю, всем российским продавцам на маркетплейсах придется серьезно изменять свою стратегию. Китайские МП пользуются очень большой популярностью в России благодаря тому, что там есть дешевые товары. Ранее покупателей смущала долгая доставка (недели, а иногда и месяцы) и они, переплачивая, заказывали аналоги на российских маркетплейсах. Если с помощью бондовой зоны будет решен вопрос со сроками доставки, и, например, на каждой улице появится пункт выдачи товаров AliExpress Russia, то надо понимать, что зарубежные торговые площадки смогут забрать большую долю российского рынка.