Итоги 2020 года: вторая волна коронавируса не помешала росту рынка грузоперевозок
По данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», рынок автомобильных грузоперевозок по итогам 2020 года вырос почти на 10% по сравнению с предыдущим годом, несмотря на обрушение во время весеннего локдауна в апреле-мае. Восстановление началось в июле, при этом явная положительная динамика наблюдалась на протяжении всей второй половины года. На эту тенденцию почти не повлияли ни вторая волна коронавируса, ни введенные осенью ограничения.
Количество сделок на перевозку грузов выросло по сравнению с 2019 годом на 9,4%. Согласно статистике «Биржи грузоперевозок ATI.SU», уже по итогам трех кварталов 2020 года рынок показал рост, однако значительно менее существенный (+5,5%). Что касается цен на услуги, то они на протяжении года оставались на стабильном уровне.
В прошлом году в перевозках по России наблюдался заметный рост почти по всем основным направлениям. Особенно уверенно набирали обороты перевозки из Московской области: так, количество заявок на перевозки внутри Подмосковья выросли на 16% (до 766 тысяч), перевозки в Ленинградскую область – на 12% (до 439 тысяч), в Краснодарский край – на 14%, в Нижегородскую область – на 17%, в Татарстан – на 24%, в Воронежскую область – на 18%, в Свердловскую область – на 20%. Таким образом, роль центрального региона как грузового хаба продолжает расти.
При этом стоит отметить и положительную динамику внутри нескольких ведущих регионов страны. Так, на 16% выросло количество заявок на перевозки по Краснодарскому краю, 19% прибавили перевозки внутри Татарстана, рост в Челябинской области составил 14%. Более скромно выглядят перевозки по Ленобласти (-5%), также на 4% снизилось количество заявок на перевозки из Ленинградской в Московскую область.
При этом, если региональные перевозки растут, то о маршрутах внутри крупных городов, а также между ними этого сказать нельзя. Такая тенденция выглядит логично в условиях пандемии, когда многие жители старались проводить как можно больше времени за городом. В частности, количество заявок на перевозки по Москве снизилось на 6%, внутри Санкт-Петербурга — на 12%, а перевозки из Северной столицы в Москву просели на 13%. Зато увеличилось число перевозок из Новосибирска в Кемерово (+18%) и в Омск (+11%).
Также по итогам 2020 года подрос объем перевозок самых популярных категорий товаров. Число заявок на перевозку товаров народного потребления увеличилось на 15%, а продуктов питания — на 16%. Также стоит выделить существенный рост перевозок товаров бытовой химии (на 32%), автомобилей (на 42%), грибов (на 52%), мороженого (на 42%), игрушек (на 41%), зерна (на 31%) и бытовой техники (на 46%). Снижение объемов зафиксировано лишь в небольшом количестве категорий: например, падение продемонстрировала категории «перевозка птицы» (на 30%) и «табачные изделия» (на 22%).
«Несмотря на тяжелый кризисный год, который в целом привел к спаду экономики, отрасль грузоперевозок в итоге завершила его, продемонстрировав небольшой рост. Весенние ограничения нанесли серьезный удар по рынку, но уже к лету все восстановилось, а осенние ограничения на него практически не повлияли. Нужно отметить, что участники рынка автомобильных грузоперевозок проявили гибкость и способность быстро подстраиваться к новым условиям и по-новому выстраивать бизнес-процессы. В целом, итогом 2020 года можно назвать то, что рынок встал на путь трансформации: автоматизация и сокращение ручного труда перестали быть просто словами, которые произносятся на конференциях, а стали реальной практикой», – комментирует Святослав Вильде, управляющий «Биржи грузоперевозок ATI.SU».