Рынок автоперевозок: спрос растет, предложение падает
В начале года «Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU» зафиксировала резкий рост спроса на доставку грузов. В январе-феврале количество заявок на перевозки по стране выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 56% – с 3,077 млн до 4,805 млн. Однако, это не говорит о том, что на рынке все хорошо – скорее наоборот.
Одновременно с ростом спроса на бирже зафиксировано и значительное снижение количества добавленных машин – с 394 тысяч до 305 тысяч (-22%). Таким образом, рост спроса на рынке не компенсируется соответствующим ростом предложения, что создает риски дефицита.
Разнонаправленные тенденции на рынке грузоперевозок могут быть следствием тяжелого ковидного года, а также изменений в законодательстве и регламентах для перевозчиков. Многие перевозчики были вынуждены уйти с рынка из-за новых правил игры: среди них и отмена ЕНВД, и новые правила труда и отдыха водителей, и повышение с 1 февраля тарифов в системе «Платон». В результате грузоотправители теряют своих постоянных перевозчиков и вынуждены перестраивать свои логистические схемы.
Тенденция, связанная с изменениями в цепочках поставок, скорее всего будет продолжаться. В частности, в связи с закрытием Москвы и МКАД для транзитного транспорта общей массой свыше 12 тонн многим компаниям придется разбивать свои поставки на более мелкие. Поэтому в марте игроки рынка также ожидают повышенный спрос.
Вместе с тем рост спроса на грузоперевозки объясняется и другими факторами – в частности, развитием онлайн-торговли и сервисов экспресс-доставки. Это приводит не только к непосредственному росту числа заявок на перевозки на биржах, но и уходу водителей в соответствующие компании, что влечет за собой еще больший рост дефицита исполнителей.
Особую роль здесь играет Московский регион, где размещается большинство складов ритейлеров. Именно это направление продемонстрировало заметное увеличение количества заявок на перевозку. Так, спрос на перевозки внутри Подмосковья выросли на 91%, из Московской в Ленинградскую область – на 78%, а в Ростовскую область – на 92%.
Активно везут грузы и в столицу – заявки на перевозки из Нижегородской области в Подмосковье выросли на 99%, а из Татарстана в Московскую область – на 142%. В целом, рост наблюдается абсолютно по всем популярным направлениям, однако внутри других крупных регионов он не столь заметен.
В начале года наблюдался рост практически по всем типам грузов, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего. Так, спрос на перевозку товаров народного потребления вырос на 63%, а продукты питания прибавили 90%. Абсолютным же рекордсменов в плане роста стала перевозка ДСП – в этой категории количество заявок выросло на 150%.
Что касается тарифов, то по сравнению с прошлым годом средняя ставка в январе-феврале выросла примерно на 10%. Но участники рынка ожидают дальнейшего роста тарифов в связи с ограничением транзита фур по МКАД. Также весной могут вырасти цены и на среднетоннажные перевозки, так как с 5 апреля по МКАД не смогут двигаться транзитом и грузовики тяжелее 3,5 тонн. Это коснется перевозок по всем направлениям, ведь грузы по России в основном идут из Москвы в регионы и обратно.
«Я думаю, ажиотажный спрос был вызван природными катаклизмами, которые наблюдались в центральном регионе в феврале, уходом части перевозчиков и серьезной нехваткой водителей у перевозчиков. Водителей из FTL активно переманивают в экспресс-доставку быстроразвивающиеся игроки отрасли e-commerce. В результате мы наблюдает, как перестраивается рынок грузоперевозок в целом. Лишившись проверенных годами исполнителей, отправители грузов вынуждены искать новых партнеров, в том числе и с помощью биржи», – комментирует Святослав Вильде, управляющий «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
«Рост спроса на транспортные услуги в начале года мы связываем с несколькими причинами. Во-первых, в январе грузоотправители узнали о скором повышении стоимости услуг “Платона” и многие сделали всё для того, чтобы успеть отгрузить и доставить заказы в январе, несмотря на короткий месяц. Февраль принес нам аномальные погодные условия, из-за которых МКАД «встал» в одну огромную пробку, по разным данным от 28 до 36 часов. Это привело к сбоям в цепочках поставок: клиентам приходилось договариваться с получателями о переносе сроков доставки или за любые деньги искать транспорт и выполнять контрактные обязательства. В-третьих, запрет въезда большегрузов на МКАД», – подчеркивает Андрей Кокорин, директор по транспорту Retail Transport Agency.