«Биржа ATI.SU» запустила индекс рынка автомобильных грузоперевозок
Крупнейшая в России «Биржа автомобильных грузоперевозок ATI.SU» начала в открытом доступе публиковать еженедельный Индекс ATI.SU, показывающий динамику цен на FTL перевозки по ста наиболее популярным направлениям внутри России, а также по рынку в целом. Создатели индекса рассчитывают, что со временем он обретет в сфере грузоперевозок такую же значимость, какую в биржевой торговле имеют фондовые индексы.
Сфера грузоперевозок отличается отсутствием прозрачности. Из-за недостатка информации о ценах и их динамике перевозчикам и грузоотправителям не всегда удается эффективно работать. Не хватает данных в открытом доступе и экономическим аналитикам для того, чтобы делать прогнозы по рынку. Сейчас соответствующую статистику по отрасли публикует только Росстат, но она запаздывает по времени и не всегда может быть объективной. «Биржа грузоперевозок ATI.SU» – независимая площадка, объединяющая более 300 тысяч участников рынка, в равной степени предоставляет свои услуги, как перевозчикам, так и грузоотправителям и располагает большим объемом данных. На основе этих данных она разработала индекс для отрасли грузоперевозок и вывела его в открытый доступ.
Индекс ATI.SU рассчитывается как на основе размещенных на бирже заявок на перевозку, так и на основе данных о реально совершенных сделках – последние имеют больший удельный вес из-за своей достоверности. Ведь цены в размещенных на бирже заявках далеко не всегда совпадают с ценами на реальные перевозки – примерно также, как цены в объявлениях на продажу квартир не совпадают со стоимостью сделки. Решить эту проблему позволяют довольно сложные математические модели и применение систем машинного обучения, которые позволяют отбросить некачественные данные при еженедельном расчете индекса.
Также сейчас ведутся активные переговоры с другими крупными игроками в сфере автомобильных грузоперевозок об обмене обезличенными данными о сделках, что позволит еще больше повысить качество расчетов. В таком объединении данных, несмотря на конкуренцию, заинтересованы все.
Индекс ATI.SU должен стать эффективным инструментом для участников сферы грузоперевозок – поможет им в стратегическом планировании деятельности и в ежедневной работе, в переговорах друг с другом. Например, перевозчик, зная о росте цен на конкретном направлении, может аргументированно повысить ставку и не терять деньги. Кроме того, анализ индекса может помочь ему выбрать более перспективные направления для работы. Грузоотправитель, который следит за колебаниями индекса, получает возможность не переплачивать и более точно планировать бюджет на логистическую составляющую.
«Индекс ATI.SU показывает не абсолютный уровень цен, а их динамику относительно стартовой точки, за которую приняты цены уровня сентября 2017 года. Это позволяет наглядно увидеть преобладающую тенденцию на рынке и какие-то закономерности. Задача индекса – делать наш рынок более прозрачным и цивилизованным», – рассказывает Святослав Вильде, основатель и директор «Биржи грузоперевозок ATI.SU».
«Индекс ATI.SU в том варианте, в котором он сейчас работает, уже достаточно наглядно отражает динамику рынка. Мы компания, которая имеет как собственный транспорт для перевозки наших товаров, так и пользуется наемным, уже оценили этот новый инструмент. Например, недавно подвели итоги июля, опираясь на данные Индекса, и сделали для себя ряд выводов. Но в данный момент Индекс – это сводный инструмент, и нам понадобилось много времени, чтобы проанализировать данные по всем 100 направлениям, которые он предоставляет. В идеале, мы ждем от создателей развитие этого инструмента и большую конкретизацию данных. Например, был бы полезен еженедельный или ежемесячный ТОП-10 направлений, по которым перевозится максимальное количество грузов. Для игроков рынка важен Индекс максимально подорожавших маршрутов, начиная от ТОП-1 и заканчивая ТОП-10. Также нам бы хотелось видеть рейтинг маршрутов – от лучшего к худшему по всем 100 направлениям, которые оценивает Индекс», – комментирует Андрей Алешин, директор производственной компании «Акцент».