Игорь Межерицкий. Выставка "Бисер перед свиньями"
Первая музейная выставка Игоря Межерицкого (1956-2020), значительного деятеля петербургского художественного андеграунда 1990-2000-х гг., основателя художественных объединений «Цэнтр Тижолава Изкуства» и «группировка ПРОТЕЗ».
Брутальные персонажи, состоящие из острых углов и больших зубов. Узнаваемые элементы низового быта и идиотской рекламной продукции. Цитаты из библейских текстов и навязших в зубах попсовых песен. Пиктографическая условность изображения, не дающая шанса на социально-политические спекуляции. Игорь Межерицкий являлся по-настоящему культовой и андеграундной фигурой в эпоху, когда сами эти понятия подверглись максимальной девальвации. Его «тяжёлое искусство» не заставляет зрителя задуматься и не ставит неудобных вопросов, как не ставят их обожжённые зажигалкой кнопки лифта. Оно неудобоваримое, но понятное, не забавное, но смешное, не изящное, но предельно выверенное. Оно признаётся человеку и миру в нелюбви, но при этом не желает ему зла. «Процесс составления мнения о каком-либо предмете или явлении… для меня недоступен», – иронически замечал о себе художник.
Преисполненное чёрного юмора и брутальных сюжетов, откровенно издевающееся над обыденным представлением о допустимом в искусстве, несущее на себе ауру социального неблагополучия, творчество Игоря Межерицкого редко становилось объектом интереса конвенциональных институций. До конца жизни художник работал на низкооплачиваемых тяжелых работах и вёл совершенно небогемный образ жизни затворника. На фоне формировавшейся в 1990-х инфраструктуры современного искусства, заискивающей перед новыми хозяевами жизни, его художественные стратегии казались малоуместными, но оказались убедительными. Злая и отчаянная витальность его работ говорила от лица тех, кто не просто «не вписался», но и не стремился «вписываться» в окружающую действительность. Название выставки «Бисер перед свиньями» было придумано при жизни самим автором и отражает его непростые отношения со зрителем и арт-сообществом.
Экспозиция ставит цель показать творчество Игоря Межерицкого во всех его наиболее убедительных аспектах – неоэкспрессионистская живопись, созданный художником авторский жанр hard-jumping (апроприация найденных рекламных афиш), изготовленные из «валяющегося под ногами культурного слоя» коллажи. Важным её элементом также станет «комната художника», воссоздающая элементы его повседневного быта и содержащая редкие архивные материалы, до сегодняшнего момента не известные зрителю.
Кураторы – Дмитрий Алексеев, Григорий Ющенко