SIMETRA представила новый рейтинг городов России по качеству общественного транспорта
Компания SIMETRA, центр компетенций в области транспортного планирования, проанализировала работу транспортных систем в 84 городах России и составила третий по счету рейтинг качества общественного транспорта. Он выходит ежегодно с 2020 года и оценивает сотни показателей систем общественного транспорта.
В этом году в рейтинг качества общественного транспорта аналитики впервые включили Москву и Санкт-Петербург, но вне общего зачета — из-за существенных отличий возможностей этих мегаполисов от других российских городов. Кроме того, в рейтинг вошли 6 новых городов.
Топ-10 рейтинга выглядит следующим образом:
1. Пермь. Поднялась со второго места, потеснила лидера предыдущего рейтинга — Екатеринбург.
2. Новокузнецк. Шестое место в 2021 году.
3. Екатеринбург. Первое место в 2021 году.
4. Казань. Третье место в 2021 году.
5. Ижевск. Четвертое место в 2021 году.
6. Нижний Новгород. Пятое место в 2021 году.
7. Новосибирск. Девятое место в 2021 году.
8. Самара. Седьмое место в 2021 году.
9. Красноярск. Тринадцатое место в 2021 году.
10. Кемерово. Восемнадцатое место в 2021 году.
Таким образом, в первую десятку списка, в которой преимущественно оказываются крупные мегаполисы, впервые попали Красноярск и Кемерово, а сам рейтинг возглавила Пермь.
Прошлогодний лидер зачета, Екатеринбург сейчас замыкает топ-3, эта позиция подчеркивает системные проблемы, влияющие на общее состояние качества городского транспорта.
«В этот год, в силу различных обстоятельств, временно замороженными оказался целый ряд проектов по модернизации транспортных систем, сроки других проектов тоже изменились. Однако мы видим, что десятка лидеров поменялась: часть регионов успели трансформировать свой транспорт в лучшую сторону и эти изменения нашли отражение в рейтинге SIMETRA, который стал барометром для российской отрасли транспорта», — говорит Николай Цехомский, первый заместитель председателя ВЭБ.РФ.
Из топ-10 выбыл Волгоград, ухудшение позиции связано во многом с противоречивой тарифной политикой и сложностями вокруг магистральных маршрутов. Красноярск вошел в десятку лидеров в том числе благодаря прошедшему в прошлом году массовому обновлению парка городского электротранспорта и развитию троллейбусной сети.
Кемерово впервые оказался в первой десятке благодаря обновлению подвижного состава автобусного парка, приобретению низкопольных машин и восстановлению безлимитного проездного билета по выгодной цене.
«Одна из задач рейтинга — объективно оценить состояние систем общественного транспорта среди городов России, выделить ключевые преимущества, недостатки и болевые точки как в каждом отдельном случае, так и по стране в целом. Это поможет выработать решение отраслевых проблемы и качественно улучшить состояние общественного транспорта», — говорит Владимир Швецов, генеральный директор компании SIMETRA.
В число городов с наименее качественными системами общественного транспорта вошли Оренбург, Махачкала, Нальчик, Благовещенск, Курган, Пенза, Ставрополь, Грозный, Владикавказ, Астрахань.
Астрахань остается антилидером рейтинга третий год подряд: город нуждается в комплексной реформе всей системы общественного транспорта и восстановлению троллейбусных перевозок. Намерение восстановить часть троллейбусных линий также может позитивно повлиять на улучшение систем общественного транспорта в других городах десятки аутсайдеров.
Города используют разные приемы и стратегии для укрепления своих позиций: так, Саранск, Чита и Таганрог, занимавшие позиции аутсайдеров в предыдущих рейтингах, улучшили свои позиции. Самое яркое продвижение по рейтингу — вверх почти на три десятка позиций — продемонстрировал именно Таганрог, в том числе за счет комплексной реконструкции трамвайной сети.
В этом году методика была доработана с учетом замечаний и предложений специалистов транспортной отрасли. Ряд изменений в позициях отдельных городов рейтинга связан с включением в методику оценки новых показателей. В основу исследования легли данные по состоянию на первый квартал текущего года, сам рейтинг фактически отражает результаты 2021 года.
Более подробно о рейтинге, анализируемых параметрах и каждом городе в отдельности (включая Москву и Санкт-Петербург) – в полной версии отчета.