Дмитрий Лидковский: Артика требует специфичного подхода
Арктическая урбанизация в последние десятилетия привлекает все больше внимания исследователей. Однако сам феномен остается непонятым: в Арктике города существуют в условиях, противоречащих основным постулатам современной урбанистики. Директор «Информационно-аналитического центра Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» Дмитрий Лидковский считает принципиально важным при освоении Арктики относиться к региону как к специфичной территории, учитывая её специфические особенности развития.
- Как вы оцениваете влияние человека на Арктику? И какова роль России в освоении региона, если учесть, что на российской территории проживает почти половина всего арктического населения планеты - около 2,5 млн человек.
- Влияние человека на этот регион неоднозначно. Арктика является одним из немногих неосвоенных значительных ресурсных запасов в мире. Вследствие происходящих сейчас глобальных изменений климата эти ресурсы становятся более доступными. И ни одна арктическая страна не может позволить себе роскошь пренебрегать открывающимися возможностями. Россия также не является исключением. Приведу немного цифр. На сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации реализуется более 460 проектов, связанных с развитием производственной, транспортной и общественной инфраструктуры. Согласно данным недавнего доклада председателя Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Юрия Трутнева, объем государственных инвестиций в эти проекты превышает 1,3 трлн рублей, а результатом их реализации станет создание более 30 тыс. рабочих мест.
- Чем исторически было обусловлено освоение арктических территорий и создание городов в таких суровых условиях?
- Освоение Арктики – это продолжение освоения ресурсных районов в целом, промышленная революция, смена технологических укладов, потребность западной экономики в железе, в рудах. Очень большую роль в этом играл технический прогресс. На рубеже XIX-XX веков в силу слабой транспортной связности, поддерживать вахтовое освоение месторождений было не точно сложно, а я бы сказал невозможно. Результатом этого стало закономерное формирование населенных пунктов в районе промышленной добычи полезных ископаемых: возникали города у месторождений, к ним практически мгновенно привязывались транспортные сети, зачатки инфраструктуры. Российское освоение Арктики связанно с комплексным освоением сырья. Развиваясь, по сути, в страшной транспортной изоляции, они создавали на своей территории у себя чуть ли не полный спектр сервисных услуг.
- Как, с вашей точки зрения, видятся современные процессы движения населения внутри региона? Как сейчас выглядит типология населённых пунктов Арктики?
- Миграционные процессы в Арктике являются результатом сложного сочетания природно-климатических, исторических, социальных и экономических причин. Особое значение в миграционных процессах приобретают средние, большие и крупные города, являющиеся промежуточными звеньями и точками притяжения на пути миграционных маршрутов в федеральные и региональные центры.
При этом, внутренние миграции перераспределяют арктическое население внутри региона, не меняя его общей численности, влияя при этом на рисунок расселения. Как следствие, это уменьшение численности населения поселений, расположенных в климатически неблагоприятных районах, в пользу мест с лучшими условиями проживания. К примеру, жители полярной Воркуты часто местом жительства выбирают Сыктывкар.
Проблема связи арктического города с ближайшим окружением трансформируется в проблему способности города играть роль базы освоения прилегающей территории. В прошлом году мы смогли типологизировать все населенные пункты АЗРФ с численностью населения свыше 500 человек. Новая типология позволила выделить более 130 арктических городов и поселков, которые были включены в список опорных населенных пунктов Арктической зоны Российской Федерации. Благодаря проведённой типизации, такие опорные населенные пункты теперь смогут получить адресную поддержку от государства, направленную с учетом их роли в контексте освоения российской Арктики.
Среди запланированных мер поддержки для таких поселений - обеспечение высококачественной связью, содействие в организации системы мультимодальных перевозок, строительство, ремонт и модернизация транспортной инфраструктуры. В минерально-сырьевых центрах финансирование может быть направлено на новые средне-специальные и высшие учебные заведения, испытательные лаборатории, дата-центры.
- Государственная поддержка развития городов Арктики – расскажите о её значении для региона данный момент?
- Господдержка опорным населенным пунктам необходима для того, чтобы они развивались и стали «двигателем» для развития всей Российской Арктики. В рамках исследования, которое провел аналитический центр, мы пришли к выводу, что существующее в обществе мнение о том, что арктические населенные пункты не нужны и могут существовать в режиме вахты, является заблуждением.
Без городов, которые существуют на постоянной основе, невозможна современная экономика. Стоит всегда принимать во внимание, что именно города в Арктике служат центрами обеспечения здоровья и качества жизни в целом, сохранения и развития культуры, в том числе коренных малочисленных народов Севера. Арктические города - это незаменимые центры разработки специализированных технологий освоения Арктики, опытные полигоны.
Государство поддерживает наши выводы и результаты исследований, и уже направляет дополнительное финансирование, с целью улучшения качества жизни на территориях АЗРФ. Так, в этом году программа «Единая субсидия» была расширена на территорию российской арктики - на развитие центров экономического роста из федерального бюджета было выделено 2,6 млрд рублей.
- Какие еще особенности арктических городов удалось выделить Аналитическому центру в рамках проведенных исследований?
Арктическая зона Российской Федерации обладает рядом специфических особенностей, которые в том числе, зафиксированы в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечении национальной безопасности на период до 2035 года. Среди них многие оказывают барьерное влияние на диверсификацию экономики арктических городов, их устойчивость к негативному воздействию внешних природно-климатических, транспортных факторов, экономической конъюнктуры. Подобные условия арктических городов не могут не приводить к закономерным колебаниям численности их населения в зависимости от текущих экономических и экологических условий.
Одним из таких феноменов является процесс «городского сжатия» - оттока населения с периферии, как обратная сторона концентрации населения в городах и крупных центрах.
- «Городское сжатие» новый термин для арктической зоны России. Приведите пример.
В рамках проведено в этом году исследования совместно с Институтом регионального консалтинга, нам удалось провести научно-исследовательскую работу по созданию концепция «Компактный город». Данное исследование было проведено с целью изучения моделей адаптации планировочной структуры и инфраструктуры к городскому сжатию городов арктической зоны России.
Основная цель данной работы - выявление особенностей городских политик, направленных на адаптацию планировочной структуры и городской инфраструктуры сжимающихся населенных пунктов, и разработку финансово-экономических моделей процесса адаптации городской инфраструктуры арктических городов к сжатию.
Для исследования мы выбрали два принципиально разных арктических городах - Воркута и Архангельск. Различия проявляются в уровне и динамике социально-экономического развития территорий, иерархическом статусе в системе расселения, в состоянии рынка жилья (в т.ч. проблемы вакантного жилья) и других особенностях.
Например, Воркута. Особенность «городского сжатия» в Воркуте связана с тем, что в ней имеется значительный избыток жилищного фонда (в том числе жилищного фонда, не являющегося ветхим и аварийным – его избыточность вызвана большим масштабом исходящей миграции из Воркуты). В рамках моделирования дальнейшего развития, нами был предложен такой сценарий становления города, позволяющий учесть совокупность прямых и косвенных эффектов от реализации программы для разных выгодоприобретателей (включая городской бюджет).
Хотелось бы отметить, что управляемое сжатие жилищного фонда убывающих городов следует рассматривать как проектную деятельность, которая имеет конкретную четко сформулированную цель, конечные сроки реализации и ресурсы, необходимые для достижения этой цели. В ближайшее время мы опубликуем подробные результаты исследования.
- Что дальше? Поделитесь приоритетными направлениями исследований ИАЦ ГКА на ближайшую перспективу?
- Арктика для России - важное звено, которое может потянуть всю экономическую цепь страны. Проработанные инициативы регионов и компаний Арктической зоны РФ во взаимодействии с научными центрами запустят новый маховик развития перспективных инновационных проектов, повлечет за собой и тяжелую промышленность, а также повышение уровня благосостояния населения региона. Поэтому ближайшие наши исследования будут направлены на продолжение работы в области моделирования процессов урбанизации арктических городов, а также создание благоприятных сценариев их развития. Кроме того, в обозримом будущем, мы представим концепцию арктического рейтинга, направленного на повышение привлекательности арктического региона для бизнеса.