Адыгейское УФАС за год оштрафовало нарушителей законодательства на 52 миллиона рублей
Руководитель Адыгейского управления Федеральной антимонопольной службы России Аслан Хапачев провел пресс-конференцию, посвященную итогам работы возглавляемого им коллектива в прошлом году.
Антимонопольное законодательство
По информации Аслана Хапачева, в прошлом году в Адыгейское УФАС России поступило 395 жалоб юридических и физических лиц, было вынесено 340 постановлений об административных наказаниях. Общая сумма вынесенных штрафов, подлежащих взысканию, составила более 52 миллионов рублей.
Особое внимание уделялось организациям, занимающим доминирующее положение в своих сегментах рынка. Среди таковых — региональный оператор ООО «ЭкоЦентр», которому принадлежит 100% рынка услуг транспортировки ТКО. На рынке электрической энергии доминирует ПАО «ТНС энерго Кубань» с долей 88,6%. На рынке бензина (55%) и дизельного топлива (58%) ключевые позиции занимает ООО «ЛУКОЙЛ-Югнефтепродукт».
Среди торговых сетей в трех муниципалитетах — Адыгейске, Майкопском и Шовгеновском районах долю более 25% занимает «Пятерочка», а в Шовгеновском районе рыночной долей более 25% обладает «Тандер».
В сфере контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Адыгейским УФАС России за 2022 год рассмотрено 273 обращения юридических и физических лиц. По результатам возбуждено семь дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Выдано 15 предупреждений о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Из них 11 исполнены в установленный срок. По трем неисполненным предупреждениям возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. Еще одно сейчас обжалуется в судебном порядке.
— В Адыгейское УФАС России поступила жалоба ООО «Оргтехсервис» на действия ООО «Майкопская ТЭЦ», установившего монопольно высокую цену использования опор ЛЭП при подвесе волоконно-оптического кабеля. Проверка показала, что тарифы действительно были завышенными и экономически необоснованными, — привел пример нарушения антимонопольного законодательства Аслан Хапачев.
По результатам рассмотрения дела выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, которое было исполнено в установленные сроки. Также вынесено постановление о назначении административного штрафа в размере 700 тыс. рублей.
Аслан Хапачев рассказал про еще одно такое дело. Индивидуальный предприниматель обратился с жалобой на действия ПАО «Россети Кубань» в части отказа в выдаче договора на осуществление технологического присоединения к электрическим сетям в связи с увеличением присоединенной мощности энергопринимающих устройств. В этом случае также были установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства. Выдано предписание прекратить нарушение, оно находится в стадии исполнения.
— Еще в одном случае ООО «ЭкоЦентр», пользуясь доминирующим положением, направило предпринимателю проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО с расчетом оплаты исходя из нормативов накопления ТКО. Фактически таким образом предприниматель был лишен возможности выбора способа расчета — исходя из норматива или фактического объема ТКО. По этому делу также выдано предупреждение и рекомендовано внести необходимые изменения в договор. В случае невыполнения предупреждения в установленный срок Адыгейское УФАС России начнет дело о нарушении антимонопольного законодательства, — рассказал руководитель Адыгейского УФАС.
Госзакупки
Инспекцией УФАС за прошлый год проведено более ста внеплановых проверок и выявлено 116 нарушений закона о контрактной системе. Выдано пять предписаний об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, поступило 122 жалобы в сфере законодательства о закупках. Из них 11 отозваны заявителями, 17 возвращены как поданные с нарушением установленных законом требований. Из рассмотренных жалоб 59 признаны необоснованными, 35 обоснованными или обоснованными частично.
Всего по итогам рассмотренных жалоб и внеплановых проверок УФАС выявила 89 нарушений закона о контрактной системе.
Рассмотрено 273 дела об административных правонарушениях в сфере контрактной системы, по ним вынесено 251 постановление об административных наказаниях.
Среди основных нарушений — включение в документацию о закупках требований к товару, влекущих необоснованное ограничение количества участников торгов. В извещениях о торгах, не имея на то оснований, указывают дополнительные характеристики товаров.
Есть примеры некорректного установления запретов или, наоборот, необоснованного допуска к торгам поставщиков зарубежных товаров.
— Установлены два случая заключения запрещенных антимонопольным законодательством соглашений. В одном из них хозяйствующие субъекты, сговорившись, поддерживали цены на торгах при поставках медицинского оборудования и расходных материалов в медучреждения Адыгеи и Краснодарского края. Во втором — выявлены нарушения при торгах на оказание услуг охраны медицинских учреждений Адыгеи. Решения УФАС по этим делам прошли по судебным инстанциям, в итоге их законность подтвердил Верховный суд России, — подчеркнул Аслан Хапачев.
Еще в одном случае гражданин обратился с жалобой на недопуск по формальным основаниям к муниципальным торгам по продаже нежилого помещения. Вместе с тем, как оказалось, доверенность представителя была надлежащим образом оформлена и содержала все необходимые полномочия. В этом случае также установлено нарушение закона о защите конкуренции — в части установления необоснованного ограничения доступа к участию в торгах.
Нарушения совершают и поставщики. За прошлый год по 17 обращениям госзаказчиков участники торгов включены в Реестр недобросовестных поставщиков. Всего этот реестр содержит 49 записей, внесенных в него решениями Адыгейского УФАС.
Навязчивая реклама
Поступают в УФАС и жалобы относительно навязчивой рекламы в виде телефонных звонков и сообщений. Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе по телефону, допускается лишь при условии предварительного согласия абонента. При этом именно распространитель рекламы обязан доказать, что такое согласие было им получено. Он также обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Однако на практике подчас невозможно установить или надлежащим образом уведомить лиц, совершивших рекламный звонок или направивших рекламные СМС-сообщения.
— Для прекращения поступления подобных сообщений рекомендуется напрямую обратиться к своему оператору сотовой связи. Он без взимания платы с абонента обязан прекратить рассылку с номера или уникального кода идентификации, указанных в обращении абонента (пункт 6 статьи 45 Федерального закона «О связи»), — рекомендовал Аслан Хапачев.
Цены на продовольствие, лекарства и бензин
Вопрос стоимости продуктов питания и бензина — один из самых актуальных для потребителей. Однако, поскольку государством цены практически не регулируются, ценообразование формируется балансом спроса и предложения. Поэтому под контроль антимонопольного ведомства попадают хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке. Фактов согласованных действий, ведущих к росту цен на продовольственные товары, включая ценовые сговоры, Адыгейским УФАС России не установлено.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 15.07.2010 №530 утвержден порядок установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. В их число входят: говядина, свинина, баранина (кроме бескостного мяса), куры (кроме окорочков), рыба мороженая неразделанная, масло сливочное и подсолнечное, питьевое молоко, куриные яйца, сахар-песок, соль, черный байховый чай, пшеничная мука, шлифованный рис, пшено, гречка, вермишель, картофель, свежая капуста белокочанная, репчатый лук, морковь, яблоки, а также несколько видов хлеба и хлебобулочных изделий.
Предельные розничные цены на такие товары могут устанавливаться Правительством России на срок не более 90 дней в случае, если в течение 60 дней подряд на территории региона рост розничных цен на них составил 10 и более процентов с исключением сезонного фактора.
Осуществляется мониторинг цен на нефтепродукты. В Адыгее цены на АЗС с января 2023 года установились на одном уровне. В целом средневзвешенные цены на территории региона также соразмерны средним ценам на нефтепродукты в ЮФО и Северо-Кавказском регионе. Нарушений на данном рынке не установлено. Контроль будет продолжен.
Цены на лекарственные препараты, не входящие в перечень жизненно важных, государством также не регулируются. Вместе с тем, как отметил Аслан Хапачев, госконтроль за ценами на лекарства из перечня жизненно важных в аптеках осуществляется региональными органами государственной власти и Росздравнадзором. При этом законодательством предусмотрены процедуры ограничения предельных отпускных цен производителей на такие лекарственные препараты и надбавок к ним в условиях чрезвычайной ситуации, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих. Также это возможно, если в течение 30 календарных дней на территории региона выявлен рост розничных цен на указанные лекарственные препараты на 30% и более. Такие ограничения цен инициируются региональными органами государственной власти и устанавливаются Правительством РФ.