Как экономика данных изменит кадровый ландшафт
В контексте цифровизации экономики и реализации национальных проектов кадровый вопрос становится ключевым. Пока в России наблюдается дефицит ИТ-специалистов, несмотря на популярность отрасли и формирование профильных институтов. На тематической сессии в рамках конференции ЦИПР эксперты обсудили, как организовать эффективное взаимодействие отрасли, вузов и государства.
С чем столкнутся работодатели в будущем, учитывая текущие тренды в экономике, — один из ключевых вопросов повестки. России нужно больше кадров, и в этом вопросе нужно ориентироваться на собственные потребности, задачи и инфраструктуру. Большинство европейских стран ориентируются на американский софт, что Россия по ряду объективных причин делать не может. Эксперты отметили, что за последние несколько лет удалось добиться значительного прогресса в этом направлении.
«Касперский», VK, «Сбер», «Росатом», «1С» и другие крупные корпорации провели большую работу в рамках обучения и популяризации цифровых профессий. С 2018 года было проведено более 89 млн сессий на учебно-игровых тренажерах. При поддержке государства было организовано множество олимпиад и профильных мероприятий для школьников и студентов. На бюджетные места в вузы по специальностям, связанным с ИТ, в прошлом году было принято более 127 тысяч студентов. Эта цифра многократно превышает показатели прошлых лет.
Эксперты отметили важность практических занятий с самого начала обучения, а также необходимость привлечения к преподаванию специалистов-практиков, которые имеют опыт успешно реализованных проектов. Решающую роль играет вовлечение сотрудников компаний в учебный процесс, а также программы стажировки и поддержки молодых специалистов, помощь в составлении карьерного трека и повышении квалификации. Для этого рядом компаний реализуется тесное взаимодействие вузов и компаний-нанимателей, лучшие практики «1С» были поддержаны на экспертном обсуждении.
Вместе с тем в дискуссии были отмечены важные направления дальнейшего развития процесса подготовки специалистов. Директор по развитию технологий искусственного интеллекта «Яндекса» Александр Крайнов привел неутешительную статистику, согласно которой требуемый уровень квалификации для понимания передовых достижений современных систем ИИ формируется лишь у незначительной части учащихся. Из 10 тыс. талантливых школьников можно выделить 10 человек, к концу третьего курса способных к обучению на более высоком уровне, и только один из них, вероятнее всего, создаст прорывное решение. При этом Александр Крайнов отметил, что, возможно, много таких людей и не нужно, поскольку их задача — выступать в роли генеральных конструкторов.
Вице-президент, директор по планированию и развитию Фонда «Сколково» Сергей Израйлит в своем выступлении обратил внимание на то, что приведенная Александром Крайновым арифметика не вполне соответствует кадровой структуре современной высокотехнологичной экономики, особенно с учетом трендов на внедрение искусственного интеллекта, когда низкоквалифицированный интеллектуальный труд все больше заменяется интеллектуальными помощниками и «вторыми пилотами». Они уже вполне способны конкурировать в разработке с техническим персоналом.
Для сохранения долгосрочной мотивации и способности мозга впитывать новые знания с требуемой скоростью Сергей Израйлит предложил систематизировать и картировать возможности по развитию интеллекта, которые возникают в связи с применением психологических состояний, широко известных как состояние потока.
«Такие состояния характеризуются на биохимическом уровне оптимальной дофаминовой и адреналиновой поддержкой мышления, которая формирует состояние счастья и существенно увеличивает продуктивность человека и его способность осваивать новые навыки и перерабатывать информацию. При этом потоковые состояния уже активно используются при разработке игр и отдельных механик, что позволяет получать удовольствие от игр, но чаще всего не работает на формирование профессиональных компетенций», — отметил эксперт.
Представители крупных компаний отметили, что благодаря роботизации можно снизить нагрузку на действующих сотрудников и избавить их от рутины, чтобы они могли сфокусироваться на более творческих и сложных процессах. При этом роботы не смогут вытеснить людей и лишить их рабочих мест. Новые вызовы могут мотивировать сотрудников повышать навыки и получать дополнительное образование. Прямо сейчас компаниям нужны десятки тысяч людей без глубокого профильного образования, которые имеют базовые навыки работы с ИИ и могут использовать его алгоритмы в своей работе.