Компания «Алюм» из Беларуси перешли на трансграничный ЭДО с Россией
Чтобы показать, как эта технология работает на практике, российский оператор ЭДО «Тензор» и белорусский сервис ЭДиН совместно с регуляторами провели вебинар.
Трансграничный электронный документооборот (ТЭДО) набирает обороты: все больше компаний переходят на обмен электронными документами с компаниями из стран СНГ. Чтобы показать, как эта технология работает на практике, российский оператор ЭДО «Тензор» и белорусский сервис ЭДиН совместно с регуляторами провели вебинар для бизнеса. Эксперты объяснили, как обеспечивается юридическая значимость документов между странами, какие процессы автоматизируются и какую реальную пользу компании получают после перехода.
Как трансграничные технологии упрощают бизнес-процессы
Белорусская компания ОДО «Алюм» — официальный представитель ТМ ElectraStyle в Беларуси с 2007 года и одно из крупнейших предприятий оптовой торговли верхней женской одеждой в стране. Компания стала одной из первых, кто подключился к трансграничному электронному документообороту с российскими партнерами. Она поделилась практическим кейсом: переход на ТЭДО заметно упростил взаимодействие с контрагентами и ускорил обработку документов.
«Процесс перехода на трансграничный ЭДО занял минимальное время. Мы обратились к нашему провайдеру ЭДиН, предоставили информацию о нашем российском контрагенте. Настройка заняла несколько недель, и 29 июля 2025 года мы уже начали полноценный обмен электронными накладными. Сократилось время обработки документов. Я могу вечером отправить накладную, и российская сторона получает ее моментально. Исчезла бумажная волокита. Мы не столкнулись с техническими сложностями — российские партнеры работают через платформу Saby, мы — через ЭДиН, и системы прекрасно взаимодействуют», — рассказывает Светлана Героцкая, главный бухгалтер ОДО «Алюм».
Главное — простота для пользователя
«Наша ключевая задача как технологического партнера — сделать так, чтобы для бизнеса работа с ТЭДО была не сложнее, чем привычный обмен документами внутри своей страны. Мы заложили те же принципы простоты и скорости», — отметила Елена Загребова, руководитель направления Saby Docs компании «Тензор».
Она подчеркнула, что задача операторов — скрыть всю сложность взаимодействия систем, криптографии и международных соглашений за простыми интерфейсами.
«Когда мы запускали первый промышленный ТЭДО между Россией и Беларусью, мы видели свою миссию в том, чтобы абстрагировать пользователя от всей технологической и юридической «кухни». Всю эту работу берут на себя операторы и доверенные третьи стороны», — добавила Елена Загребова.
Надежность и доверие на уровне государств
Представители удостоверяющих центров обеих стран подробно рассказали, как работает трансграничный ЭДО с точки зрения закона:
«Наша задача в рамках ТЭДО — сделать так, чтобы электронный документ, подписанный в другой стране, имел такую же юридическую силу, как и российский. Мы решили эту задачу через механизм взаимного признания электронных подписей. Документ проверяется в сети взаимодействующих сервисов проверки подписи. По сути, это аналог апостиля для электронных документов — международный штамп о легализации, только в цифровом формате», — отметил — Сергей Кирюшкин, начальник российского удостоверяющего центра ООО «Газинформсервис».
«В Беларуси законодательство позволяет использовать технологию доверенной третьей стороны без необходимости заключения международного договора. Это дало возможность быстро запустить ТЭДО с Россией еще до подписания межправительственного соглашения», — добавил Дмитрий Москалев, заместитель начальника Республиканского удостоверяющего центра РБ.
В завершение вебинара эксперты обсудили развитие ТЭДО: подключение новых форматов документов, расширение географии участников и создание единой цифровой среды доверия.
«Это не только российско-белорусская технология, а одна из самых универсальных моделей установления доверия к иностранной подписи, используемых в мире. Мы уже работаем в промышленном режиме с Беларусью и Казахстаном, ведутся пилотные проекты и переговоры с Китаем, Индией, Кыргызстаном и Ираном», — резюмировал Сергей Кирюшкин.