Московский ОНФ призывает столичные власти к совместному решению проблемы c ясельными группами
Новым «майским указом» «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поставил две задачи: обеспечить условия для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей, включая достижение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет к 2021 г., и реализовать программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.
Вопрос реализации данных стратегических и социально важных задач, поставленных Владимиром Путиным, обсудили на экспертной площадке московского отделения ОНФ. Отмечая заслуги столичного правительства по ликвидации очередей в детские сады для детей от трех лет, эксперты отметили острую нехватку бесплатных ясельных групп полного пребывания для детей младшего возраста. Проблема раннего развития ребенка, как правило, решается родителями самостоятельно, а присмотр и уход в отсутствие родителей обеспечивается на коммерческой основе, за счет приглашения няни.
Член московского штаба ОНФ, директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ирина Абанкина озвучила результаты исследования доступности дошкольного образования и основные проблемы, с которыми сталкиваются родители малолетних детей в Москве. По словам эксперта Народного фронта, в ясельные группы принимают детей в возрасте двух-трех лет, которые уже умеют говорить и обслуживать себя. Годовалые и полуторагодовалые дети остаются без внимания государственной системы образования, поскольку в детских садах ясельные группы под них не сформированы. Однако именно в этом юном возрасте, по мнению психологов, закладываются основы воспитания личности, и оставлять без внимания развитие детей до трех лет в будущем чревато серьезными последствиями.
Вместе с тем в столице действуют свыше 900 семейных ясельных групп. Приглашенные на площадку московского штаба ОНФ многодетные родители, которые открыли в своих квартирах семейную ясельную группу, рассказали экспертам Народного фронта, как это работает. Многодетные родители открывают семейный детский сад у себя дома и обеспечивают воспитание, обучение, присмотр, уход, оздоровление и питание детей в возрасте от двух месяцев до семи лет. При этом родители на ставке воспитателей получают заработную плату, педагогическое образование и компенсацию затрат на питание малышей. По мнению участников совещания, данную практику необходимо выводить на новый уровень развития, поскольку в настоящее время информационная кампания семейных яслей имеет довольно низкую отдачу.
Ирина Абанкина отметила проблему финансирования дошкольных учреждений по статьям «Присмотр и уход» и «Образование». До настоящего времени правительство Москвы негосударственным яслям и детским садам из городского бюджета компенсирует только затраты, связанные с образованием, игнорируя затраты по присмотру и уходу.
Кроме того, эксперты отметили проблемы отсутствия квалифицированных кадров в части образования детей младшего возраста, отсутствия необходимого количества логопедов, дефектологов и медицинских работников, переполненность ясельных групп.
«Все существующие методики раннего развития детей в нашей стране значительно устарели, – рассказала Ирина Абанкина. – Они слишком сильно сконцентрированы на присмотре и обучении детей навыкам ухода за собой. Современных методик по обучению малышей познанию окружающего мира на сегодняшний день нет. У педагогов и чиновников в образовании нет понимания того, как организовать образовательный процесс детей в раннем возрасте. На мой взгляд, разработка подобных программ – одна из важнейших задач Москвы как федерального центра. В дальнейшем эти методики можно будет предложить другим регионам».
Московский штаб ОНФ предлагает столичному правительству объединить усилия профильных НКО, государственного и частного секторов, использовать научные разработки, тиражировать лучшие практики семейных и частных яслей и организовать по всем этим вопросам широкое общественное обсуждение.