Эксперты ОНФ провели исследование среди школьников о роли допобразования в выборе будущей профессии
Эксперты региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Образование и культура как основы национальной идентичности» провели исследование среди учащихся 9-10 классов о роли дополнительного образования в самореализации, социализации и выборе будущей профессии.
Авторы исследования – эксперты московского штаба ОНФ, методологи в сфере образования Татьяна Шикалович и Нина Ларионова провели опрос среди 350 школьников и 40 экспертов-организаторов внеклассной работы. Среди них 46% – учащиеся 9-х классов и 54% – учащиеся 10-х классов.
«Результаты опроса опровергли распространенное мнение о том, что современные дети перестали читать книги и большую часть свободного времени проводят в интернете, – отметила эксперт региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» Татьяна Шикалович. – Вне уроков школьники чаще всего встречаются с друзьями (74%), сидят за компьютером (54%), читают книги (49%), занимаются домашними делами (40%) и ходят в кино (35%). Подавляющее большинство опрошенных активно посещают внеклассные занятия, считая, что курсы, секции и кружки помогут им при поступлении в высшее учебное заведение и в получении будущей профессии».
Результаты опроса выявили также и ряд сложностей, с которыми сталкиваются старшеклассники при получении дополнительного образования. Среди них – неудобное время занятий (24%), неудобное территориальное расположение (16%), сложная система записи (13%), отсутствие или нехватка свободных мест (5%).
«Школьники жалуются, что при формировании предметов и времени проведения занятий их мнение не учитывается, – подчеркнула эксперт региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» в Москве Нина Ларионова. – По-прежнему для детей из слабых социальных групп значительным препятствием к занятию в кружках остается высокая плата за обучение. Одним из серьезных ограничителей доступа к допобразованию дети считают высокие школьные нагрузки. Об этом заявляет каждый второй участник опроса, которому не удалось записаться в кружки».
«Результаты проведенного исследования показали – для того, чтобы сохранить высокую степень вовлеченности школьников в дополнительное образование, необходимо использовать онлайн программы, курсы дистанционного обучения, давать учащимся больше свободы для проявления своих способностей, разнообразить формат занятий – чаще использовать выездные мероприятия, лекции, семинары, дебаты, экскурсии, встречи с интересными людьми, а также увеличивать заинтересованность педагогов своим предметом и практиковать более адресный, индивидуальный подход к каждому ученику», – отметила Татьяна Шикалович.
В дальнейшем результаты исследования будут рекомендованы учителям средних образовательных школ Москвы и педагогов дополнительного образования для разработки действенных механизмов для обеспечения равных возможностей доступа детей и подростков к кружкам и секциям.
По мнению экспертов московского штаба ОНФ, результаты исследования вкупе с успешным опытом реализации проекта Народного фронта «Равные возможности – детям» в конечном итоге помогут реализовать одну из важнейших приоритетных задач нового «майского указа» президента России, лидера Общероссийского народного фронта Владимира Путина, о необходимости увеличения до 2020 г. вовлеченности детей в возрасте от 5 до 18 лет в систему дополнительного образования.