ОНФ в Кабардино-Балкарии: "Нас слышат, не могут не слышать"
Общероссийский Национальный Фронт, созданный по инициативе президента России Владимира Путина в 2011 году, декларирует в числе главных своих целей поддержку и обеспечение прямого и постоянного диалога между гражданами и президентом страны, общественного мониторинга и гражданского контроля исполнения законов, президентских инициатив, приоритетных государственных решений и программ. По итогам съезда, состоявшегося в Москве 29 ноября, представители Народного фронта разработали дорожную карту» общественного контроля за реализацией 12 национальных проектов «майского указа» президента России.
Общественникам предстоит сосредоточить свое внимание на опросах, мониторингах, акциях и встречах с гражданами; результаты этой работы по каждому из 12 направлений будут отражаться в ежегодных общественных докладах, направляемых Народным фронтом в правительство РФ и администрацию президента.
Об итогах работы регионального ОНФ в Кабардино-Балкарии, о приоритетных направлениях и наиболее значимых проектах 2018 года рассказывает Евгений Бакаев, глава исполкома ОНФ в КБР.
- Одно из наиболее значимых направлений последних двух лет, по которому ОНФ проводило множество мониторингов и исследований, – это благоустройство городской среды, осуществляемое в рамках реализации федерального приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Надо отдать должное местной администрации г.о. Нальчик – несмотря на сжатые сроки, вполне прилично отработали начальную стадию: были разработаны дизайн-проекты, проведены торги и т.д. В рамках этого проекта в 2017 году были благоустроены 68 дворов и две общественные территории. В 25 дворах были установлены детские игровые площадки.
Но существует проблема: некоторые моменты изначально не были прописаны в муниципальных контрактах и соответственно учтены в сметах. Мы осуществляли общественный мониторинг, объезжали данные территории и сразу обратили внимание, что детские игровые комплексы устанавливают прямо в грязь или в камни – то есть вырыли яму, поставили конструкцию, забетонировали и ушли. Хотя СНИПы требуют, чтобы заказчик предусмотрел для такой площадки ударопоглощающее покрытие. Оно может быть в разных вариантах – песок определенной толщины, трава, резиновое или полиуретановое покрытие, но в любом случае оно необходимо. Мы фиксировали все такие случаи и направляли материалы для исправления ситуации тем, кто несет за это ответственность.
И тогда же, в 2017-м мы обратили внимание администрации, что устройство детских игровых комплексов надо предусматривать в сметах и прописывать в договорах с жителями их софинансирование.
- То есть детские игровые площадки не являются обязательным «подарком» от города…
- Да, некоторые виды работ по благоустройству изначально закладываются как предусматривающие софинансирование. Это делается для того, чтобы побудить жителей более бережно относиться к своему дворовому имуществу. Если речь идет об обустройстве парковочных мест, жильцы софинансируют 50% от затраченных средств, если детская игровая площадка – 25%, озеленение или обустройство мусорных контейнерных площадок – 5%, и в последнем случае органы местного самоуправления могут засчитывать в качестве софинансирования трудовое участие жильцов.
Как я уже сказал, обустройство городской среды было основным проектом, который реализовывался в рамках такого общественного контроля. Было очень много выездов, рейдов, встреч с жильцами, жалоб. Жаловались и в прокуратуру, и в Минстрой, в администрацию, и вот только сейчас те недостатки, которые были выявлены в 2017-м, устранены, причем не все.
Второй проект, которому уделялось пристальное внимание, это Карта убитых дорог, там тоже масса была обращений. Очень много мест, в которых разрушено асфальтовое покрытие. Все они нанесены на карту, но поскольку на асфальтирование требуется очень большой объем средств, администрация посчитала, что эти работы надо делать поэтапно.
К примеру, было много обращений от жителей многоэтажек по улице Гагарина (бывшая ул. Строителей – ред.). Дворы и междворовые проезды, действительно находившиеся в безобразном состоянии, были нанесены ими на Карту убитых дорог. Сейчас проблема снята частично, и в администрации городского округа заверили, что эти территории будут поэтапно включаться в программу благоустройства. А в 2018 году правительство Московской области подарило жителям Нальчика детскую игровую площадку, ее установили на Гагарина, 24. И вот там, кстати, четко понятно, как все это должно выглядеть. Сейчас жители дома даже испытывают определенный дискомфорт, потому что к ним во двор из других домов потоком идут люди с детьми, потому что там действительно все хорошо. Как должно быть.
Множество проблем не решается органами местного самоуправления из-за отсутствия финансирования. Мы понимаем это, но говорим: запланируйте, составьте дорожную карту.
- Вы не раз проводили различные акции по теме доступной среды, указывали на отсутствие пандусов. Где-то их после этого сделали, но лучше бы не делали: скользкие, узкие, невозможно крутые... Как-то контролируется этот процесс?
- Многое зависит не только от нашего желания, но и от эффективности работы контролирующих органов. К примеру, по благоустройству городской среды мы не раз писали в администрацию, они там что-то нам отвечали, потом мы обратились в прокуратуру. И самостоятельно, и совместно с жителями некоторых домов. Итог был плачевен: признают, что да, есть нарушения, но в то же время как бы никто не виноват. Если бы прокурорская проверка изначально выявляла нарушения и более жестко реагировала, то их и не было бы. В 2015 году мы исследовали, что было сделано по доступной среде в 2014-м, как были использованы несколько десятков миллионов. Просто смотрели на сайте закупок, брали адреса и выезжали – проверяли школы, больницы и т.п., куда были выделены деньги. На месте выяснялось, что пандус шириной не 90 см, а меньше, что концы поручней не закруглены, а их высота не соответствует требованиям – нижний должен быть 70 см, верхний 90; отсутствует противоскользящее покрытие. И понимали, что вот эти деньги просто выброшены впустую. Тогда же мы написали в курирующий орган – Минтруда и соцзащиты, свои претензии высказали и попросили до какого-то периода это устранить, но так, честно говоря, ничего и не было устранено.
Теперь, когда деньги выделяются по нацпрограммам, нацпроектам, мы пытаемся уже в процессе объявления закупки, процессе производства работ и потом в процессе приемки принимать участие хотя бы посредством фиксации.
Свежий пример – площадь перед ДК профсоюзов в Нальчике. Мы предлагали сразу интегрировать доступную среду в программу благоустройства городской среды. Встречались с главой республики Юрием Александровичем Коковым, вроде достигли взаимопонимания. Но потом, проезжая вместе с представителями Минстроя, увидели, что съездов с остановки нет. Есть четыре категории инвалидов – слепые, глухие, опорники и колясочники. Для каждой категории таких маломобильных граждан есть свой вариант доступной среды. И если нет съездов с остановки, даже при наличии автобусов с низкой подножкой инвалид не в состоянии попасть в ДК. А на лестнице на улицу Шортанова нет даже поручней.
- Одна из целей ОНФ, как гласит устав движения, – содействие расширению возможностей народовластия и поддержка общественной самоорганизации. На ваш взгляд, стали ли граждане активнее в отстаивании своих законных прав и интересов, в стремлении влиять на происходящее в республике?
- Да, конечно. Иногда нам даже не приходится обращаться никуда по компетенции, потому что граждане обращаются самостоятельно в те ведомства, которые должны что-то поменять. Последний пример – сквер около университетского «пятачка», угол улиц Яхогоева и Чайковского. Там точечно участок был передан местной администрацией в аренду некоему предпринимателю для строительства фитнес-клуба («СМ» №29, 2018 – ред.). Мы получили обращение с просьбой помочь, но заметили, что люди уже сами обратились и в администрацию, и во все компетентные органы. Мы не стали вмешиваться, просто помогли людям разобраться в ситуации. Зашли на сайт торгов и всю документацию – кто выиграл, для чего вообще эта территория была предназначена и т.п. – предоставили инициативной группе. Из технической документации, из того, как быстро все было подготовлено и согласовано в плане коммуникаций, становилась понятна заинтересованность каких-то людей. В общем, жильцы близлежащих домов проявили активность, в ситуацию вмешался мэр города, в итоге арендатору было отказано в строительстве, теперь на этом месте устроена детская площадка.
- ОНФ – общественное движение, не контролирующий орган, не орган исполнительной и законодательной власти. Вы фиксируете какие-то недостатки, аккумулируете жалобы и пожелания граждан, озвучиваете их, передаете в нужные инстанции. Как именно это происходит?
- Мы не являемся субъектом общественного контроля – по законодательству это Общественная палата, Общественные советы при органах власти. Поэтому наши инструменты – это гражданские мониторинги, исследования, выездные рейды, экспертные заседания, круглые столы. Озвучиваем проблемы в средствах массовой информации. И, конечно же, аккумулируем жалобы на недостатки в реализации нацпрограмм и нацпроектов.
Мы не частим, потому что любое наше обращение должно быть выверено и иметь под собой основания, быть объективным и не преследовать чей-то интерес. Порой люди жалуются, что есть проблема, которая не решается годами, а при детальном разборе ситуации выясняется, что они сами не правы и не соблюдают нормы закона. Тогда, конечно, мы говорим: извините, ребята, мы не можем встать на вашу сторону.
Изначально мы обращаемся по компетенции – в муниципалитеты, министерства и ведомства и т.п., если проблема не решается, то уже в прокуратуру или в другие органы. Есть формат общественных предложений, принимаемых на конференциях, – это обращение к высшему должностному лицу субъекта Федерации, мы просим его дать поручения своим подчиненным, или же рекомендовать через свою администрацию органам местного самоуправления прислушаться и проработать тот или иной вопрос. Если проблемы не решаются на региональном уровне, мы передаем все в центральный штаб ОНФ, или же обращаемся в правительство страны.
- По шкале от 1 до 10 – на сколько реагируют на ваши обращения органы власти, слышат ли вас?
- Думаю, где-то на 5. Нас слышат, не могут не слышать. Лидер нашего движения – президент нашей страны Владимир Путин. На таких крупных встречах, как съезды, форумы движения, мы можем донести до него боль и страдания народа, привлечь внимание к проблеме, не являясь ни субъектом общественного контроля, ни контролирующим или надзирающим органом.
- Можете определить общественную роль ОНФ одним словом?
- Побуждение. Потому что своими обращениями, публикациями, рейдами, репортажами в СМИ побуждаем чиновников, представителей местной власти и т.д. более качественно выполнять свою работу, более рационально и ответственно относиться к своим обязанностям.