Эксперты ОНФ рассказали о том, как повысить эффективность преподавания ОБЖ в школах

Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева провела круглый стол, участники которого обсудили преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в школах России. Зачастую на таких уроках у школьников не формируются навыки здорового и безопасного образа жизни, а также поведения в чрезвычайных ситуациях. Есть проблемы и с обеспеченностью предмета педагогическими кадрами, их квалификацией. Эксперты ОНФ подчеркнули, что проекты новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) не вполне соответствуют ранее принятой концепции предмета и не решают ряд вопросов в сфере формирования у детей навыков безопасного поведения.

В связи с этим Народный фронт предложил создать межведомственную рабочую группу Министерства просвещения и Министерства высшего образования и науки по реализации концепции преподавания ОБЖ с участием ведущих экспертов организаций высшего профессионального и дополнительного образования, МЧС, а также представителей детских и молодежных общественных объединений.

Работа такой группы должна быть направлена на выработку решений в области формирования у детей культуры безопасного образа жизни на основании использования современных исследований, методик преподавания и практической подготовки в этой сфере. На круглом столе неоднократно отмечалось, что предотвращение несчастных случаев с детьми – это всеобщая непреходящая задача, поэтому экспертами ОНФ предложено проведение ежегодной конференции по вопросам формирования культуры здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности при участии Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства здравоохранения РФ, всех заинтересованных органов, организаций и инициативных лиц.

В частности, директор Центра экстренной психологической помощи МЧС Юлия Шойгу отметила, что сегодня в программах обучения ОБЖ важно сделать акцент на предупреждении несчастных случаев с детьми, научить ребенка не попадать в чрезвычайные ситуации.

«Основное в этой сфере деятельности – культура безопасного поведения как один из элементов общечеловеческой культуры. Например, пристегиваться за рулем – так же естественно, как чистить зубы по утрам. И школа может повлиять на формирование этой культуры и у детей, и у взрослых», – считает Шойгу.

Она добавила, что предмет ОБЖ должен стать простым, интересным и практико-ориентированным, ведь тот объем теоретического материала, который сегодня содержится в учебных программах, попросту отбивает у школьников желание учиться. На уроках нужно не только рассказывать детям о правилах поведения в той или иной ситуации, но и формировать элементарные практические навыки.

Член Центрального штаба Народного фронта, руководитель «Молодежки ОНФ» Игорь Кастюкевич затронул тему информационной безопасности детей в современном мире. Он также поднял вопрос уровня подготовки педагогических кадров для преподавания ОБЖ в школах. Заниматься этим должны абсолютные профессионалы, уверен он: «Тема антитерроризма сегодня крайне актуальна. Я не верю, что какой-либо преподаватель ОБЖ грамотно среагирует в опасной ситуации без особой психологической или практической подготовки. Это прежде всего стресс. И учитель должен уметь работать во время стресса. В то же время целесообразно включить обучение детей психологическим аспектам поведения в условиях террористической угрозы в новые ФГОСы».

«Программа ОБЖ, на мой взгляд, должна включать больше практических занятий. Они помогут детям не растеряться в реальной опасной ситуации, если такая произойдет или позволит правильно со знанием дела оказать первую помощь пострадавшему. Для этого необходима внушительная материальная база, которой в большинстве школ нет. Но, даже если такая появляется, например, с точками роста, то возникает другая проблема с возможностью использования этой материальной базы, так как во многих школах нет кабинетов ОБЖ, а если они и есть, то не соответствуют современным стандартам», - заметил член регионального штаба ОНФ в Туве, учитель ОБЖ школы с. Сарыг-Сеп Каа-Хемского района Андрей Оглезнев.

О кадровых проблемах говорил и доцент кафедры анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета Василий Гафнер. Он подчеркнул, что в школах катастрофически не хватает квалифицированных преподавателей ОБЖ. К примеру, в Свердловской области, по данным МЧС, в прошлом учебном году 25% школ не имели штатных учителей ОБЖ. Уровень их подготовки в вузах и педагогических колледжах падает, отсутствует связь обучающих программ и методики преподавания с современной наукой. В высших и среднеспециальных учебных заведениях учителей начальной школы не готовят к преподаванию ОБЖ, нет даже такого предмета – «Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности». Необходимо лучше готовить и повышать квалификацию в данном направлении, особенно учителей начальной школы, подчеркнул Гафнер. 

Шмелева отметила, что сегодня необходимо воплотить концепцию ОБЖ в новых ФГОСах, обеспечить системный и поступательный характер обучения детей навыкам безопасного поведения в обществе. Также приходится признать, что вопрос подготовки педагогов для преподавания ОБЖ не проработан, а та материально-техническая база, которая сегодня есть, без ее обновления не позволит использовать в полной мере новые технологии образования для формирования у детей культуры безопасного и здорового образа жизни.  

«Мы предлагаем создать постоянно действующую рабочую группу при Министерстве просвещения РФ для совершенствования содержания учебного предмета ОБЖ и создания условий для его реализации. Члены рабочей группы могли бы разработать и предложить меры, необходимые для решения вопросов подготовки педагогических кадров, повышения их квалификации, а также проводить мониторинг лучших практик дополнительного образования в области формирования навыков здорового образа жизни и безопасного поведения в различных областях жизнедеятельности, способствовать их популяризации. При обучении детей основам безопасности жизнедеятельности должна быть сформирована единая комплексная система, включающая основное и дополнительное образование», – резюмировала Шмелева

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ОНФ


ОНФ в Коми добивается улучшения жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны в Сыктывкаре

Активисты Общероссийского народного фронта в Республике Коми добиваются улучшения жилищных условий ветерана Великой Отечественной войны Екатерины Туробовой, проживающей в аварийном доме в местечке Дырнос, 31 в Сыктывкаре. Жильцов многоквартирного дома должны расселить до 2026 г., но жить пожилому ветерану там уже сейчас невозможно – под ее квартирой на первом этаже над фундаментом образовалась щель, из-за которой в жилище «гуляет ветер», а в мороз температура держится чуть выше нуля.


Активисты ОНФ в Коми в рамках проекта «Профстажировки 2.0» организовали акцию в Ростелекоме

Активисты Общероссийского народного фронта в Республике Коми провели акцию «Дни в профессии» в рамках проекта «Профстажировки 2.0» - организовали знакомство студентов Института точных наук и информационных технологий Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина (СГУ) с Коми филиалом ПАО «Ростелеком».


Власти Саранска начали исправлять недочеты на пути следования детей в образовательные учреждения

По итогам мониторинга всероссийской акции «Дорога в школу» активисты Общероссийского народного фронта в Мордовии передали в администрацию Саранска список потенциально опасных участков вблизи проверенных общеобразовательных школ города с просьбой о принятии соответствующих мер. Рассмотрев реестр общественников, власти Саранска приступили к организации безопасных подходов к школам.


ОНФ в Туве просит власти включить предпринимателей в муниципальные комиссии по предоставлению земельных участков

Предприниматели Кызыла не могут получить в аренду земельные участки в черте города. С этим вопросом они обращались в разные инстанции, добиться конкретных ответов от чиновников им удалось только после обращения в региональное отделение ОНФ. По ходатайству общественников предпринимателей включат в муниципальные комиссии по вопросам предоставления и использования земельных участков.


Активисты ОНФ и правительство Коми договорились о создании проектного офиса по реализации проекта «Профстажировки 2.0» в регионе

Представители Общероссийского народного фронта в Республике Коми достигли договоренность с правительством Коми о создании в регионе проектного офиса по реализации проекта «Профстажировки 2.0».  Договоренность достигнута с первым заместителем председателя правительства Республики Коми – руководителем администрации главы региона Михаилом Порядиным в ходе регионального чемпионата «Молодые профессионалы», который проходит в Сыктывкаре с 2 по 6 декабря. На чемпионате был представлен проект «Профстажировки 2.0», который ОНФ реализует совместно с АНО «Россия - страна возможностей». 


ОНФ в Коми договорился с властями о включении в нацпроект участков с карты убитых дорог в 2020 году

Эксперты проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» в Республике Коми подвели промежуточные итоги мониторинга исполнения нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» (БКАД). Все работы в его рамках в республике исполнены, в том числе те, которые не были завершены в срок до 1 октября 2019 г.  Общественники по итогам рейдов дали удовлетворительную оценку качеству работ. Активисты достигли договоренности с министром строительства и дорожного хозяйства республики Андреем Крикуненко о том, что в БКАД на 2020 г. будут включены участки, отмеченные на интерактивном ресурсе ОНФ «Карта убитых дорог».    


Проект «Профстажировки 2.0» презентовали студентам Республики Коми

Руководитель проекта «Профстажировки 2.0», член Общественной палаты РФ Илья Семин презентовал проект участникам регионального чемпионата «Молодые профессионалы» Республики Коми в рамках тематической площадки «Новые механизмы прямого взаимодействия студентов и будущих работодателей». Регион ставит перед собой задачу подготовить кадры с помощью современных инструментов, в числе которых – проект «Профстажировки 2.0». Он намерен активно подключиться ко второй волне конкурса студенческих работ, которая стартует 1 февраля 2020 г.