На волне цифровизации библиотек
Тольяттинский государственный университет (ТГУ) – один из активных пользователей контента «Сетевой электронной библиотеки» (СЭБ) среди классических университетов.
СЭБ – федеральный проект и единое пространство для обмена контентом российских вузов. Опорный ТГУ одним из первых в стране вошёл в «Сетевую библиотеку». Директор научной библиотеки ТГУ Алена Асаева отмечает: «В СЭБ наши преподаватели могут делиться своими учебно-методическими пособиями и, вместе с тем, читать и использовать в работе издания коллег из других классических университетов».
СЭБ является не единственным инструментом опорного ТГУ в процессе расширения и наполнения библиотечного фонда электронными изданиями, который сегодня насчитывает уже более миллиона печатных единиц и свыше 100 тысяч электронных изданий.
В вузе регулярно используют ресурсы eLIBRARY.RU, Web Of Science, Scopus, издательств Springer, Wiley, полученные в рамках национальной подписки, оператором которой является Российский фонд фундаментальных исследований. В 2021 году опорный ТГУ потратит почти 4 млн рублей на новые коллекции электронных изданий четырёх электронно-библиотечных систем (ЭБС).
– Пандемия и развитие проекта РОСДИСТАНТ (РД) ускорили и усилили процесс перехода на электронную литературу. Только за последний год количество обращений к электронным книгам выросло почти вдвое, – подчёркивает Алена Асаева. – Работу с ЭБС мы ведём с 2012 года: постоянно увеличиваем количество систем и коллекций изданий, а значит – и наш библиотечный фонд. Мы создали экосистему по работе с электронной литературой – отдельные сотрудники ориентируют студентов РД, регистрируют и помогают найти им нужные книги в ЭБС. Это напряжённая, но интересная работа.
Отметим также, что библиотечный фонд Тольяттинского госуниверситета в условиях цифровизации становится гибридным, а вузовская библиотека трансформируется в сервис цифрового университета, который в перспективе станет центром управления цифровыми решениями в вузе на основе данных.
Проректор по цифровизации ТГУ Роман Боюр поясняет: «То, какие книжки человек подбирает и читает, что он ищет, какие поисковые запросы использует, сколько времени и с какими книгами проводит, можно и нужно собирать в цифровой след. Анализ этого следа позволит многое понять о шаблонах учебного поведения человека, научиться подстраивать под него контент и повышать эффективность учебного процесса». Такую работу ТГУ будет вести в тесном взаимодействии с участниками созданного по инициативе вуза консорциума «Цифровые университеты».