Эксперт Липецкого филиала РАНХиГС о социально-экономическом неравенстве в системе высшего образования
В декабре 2021 года сетевое издание «Ведомости» опубликовало новостную статью на основе данных исследования ВШЭ: 35% российских семей готовы отказаться от поступления детей в ВУЗы по причине высокой стоимости высшего образования. Мы приводим комментарий эксперта Президентской академии в Липецке на данную тему.
Васильева Светлана Ивановна, кандидат социологических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой «Государственная, муниципальная служба и менеджмент» Липецкого филиала РАНХиГС:
«Мотивация обучения или не обучения в современных российских высших учебных заведениях не раз попадала в фокус внимания социологов. Это обусловлено тем количеством вызовов, которые стоят перед высшей школой. Их очень много, и они не всегда связаны друг с другом, но пандемия коронавируса обострила имеющиеся проблемы еще больше. В частности, цифровая трансформация образовательных организаций выявила значительную дифференциацию вузов по качеству этой самой цифровой образовательной среды. Стало очевидным наличие «цифрового неравенства» как среди студентов, так и среди преподавателей. Все это на фоне застарелой проблемы несоответствия высоких баллов по ЕГЭ реальным знаниям абитуриентов. Последние два года обучения в школе, как известно, учащиеся «натаскиваются» к сдаче ЕГЭ, решая множество раз однотипные задачи. Ребята приходят в вузы незнающими, неумеющими дискутировать, работать с информацией. Устранять пробелы среднего общего образования и одновременно осваивать новы массив знаний, мягко говоря, не просто. Нужны не только желание и колоссальная работоспособность, но и современные дорогостоящие гаджеты, позволяющие работать в удобном для пользователя месте и виде с образовательной средой вуза. Студенты из сельской местности и других регионов должны еще решить проблему с жильем и питанием. Вуз вынужден развивать цифровую образовательную среду за свой счет, что неминуемо ведет к повышению стоимости обучения.
В итоге, объективно, в современном вузе учиться сложно и дорого. Финансовые затраты чаще всего ложатся на плечи родителей, а многие из них сами пострадали из-за пандемии коронавируса. Результаты представленного исследования ВШЭ в полном объеме отражают настроения потенциальных абитуриентов и их родителей – 35% российских семей, готовы отказаться от поступления детей в вузы, причиной этого является высокая стоимость высшего образования.
Хорошо подготовленные студенты, имеющие финансовую поддержку родителей, поступают в элитные вузы страны с последующей стажировкой и трудоустройством за рубежом, оставшиеся – в региональные вузы. Выбор в пользу столичных вузов связан не только с их научным, педагогическим и технологическим потенциалом, он обусловлен и несравнимо большими возможностями столицы для организации досуга и трудоустройства студентов. Так липецкие вузы недополучают талантливых студентов, а местные работодатели – первоклассных специалистов. Можно ли изменить ситуацию? Конкретные шаги предприняла администрация Липецкой области. В середине декабря 2021 года глава администрации Липецкой области Игорь Артамонов начал серию встреч с липчанами, обучающимися в столичных вузах. Первая встреча состоялась со студентами, которые учатся в Московском государственном институте международных отношений МИД РФ. Руководитель региона рассказал будущим выпускникам о перспективах профессионального роста в регионе, отметив, что для старта успешной карьеры в Липецкой области созданы достойные условия (по материалам, опубликованным на официальном портале Липецкой области). Разумеется, от возвращения к нам хороших специалистов область только выиграет. Однако, данная инициатива не решает проблем, накопившихся в региональных вузах, и не облегчает жизнь завтрашних абитуриентов. Приходится согласиться с выводами исследователей, система высшего образования невольно поддерживает социально-экономическое неравенство, и получить хорошее образование в России смогут далеко не все желающие».