©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Назван фактор эффективного обучения инженеров

Исследователи Тольяттинского государственного университета (ТГУ) выяснили, как организовать учебный процесс, чтобы готовить квалифицированных и конкурентоспособных инженеров. Этому способствует проектная работа в команде. Первое в мире подробное педагогическое исследование показало, как проектный подход помогает студентам выстроить собственную образовательную траекторию и получить работу мечты. Его результаты могут быть полезны для всех высших учебных заведений, где обучают будущих инженеров.

В последнее десятилетие во всем мире активно обсуждается как устранить разрыв между теорией и практикой в инженерном образовании. Решением проблемы может стать обучение студентов на реальных проектах. С 2017 года модель проектного обучения системно реализуется в ТГУ для студентов всех курсов и направлений подготовки. В течение семестра или учебного года они решают кейсы и создают проекты для реального сектора экономики.

Для оценки эффективности проектного подхода в обучении инженеров ученые исследовали опыт флагманского проекта ТГУ «Формула Студент» – инженерно-спортивной команды Togliatti Racing Team (TRT). В рамках этого проекта студенты самостоятельно создают болиды и участвуют с ними в соревнованиях на реальном гоночном треке.

Изначально проектное обучение в ТГУ строилось исключительно вокруг TRT. Но по мере внедрения проектного подхода как обязательной части образовательного процесса, вокруг команды возникли другие проекты, как технические, так и социогуманитарные. Каждая группа студентов решает конкретную практическую задачу, а за время обучения они последовательно участвуют в проектах различных типов. Инженерные решения, созданные в проектных командах, ранжируются и масштабируются от опытного образца до полноценного стартапа.

Дробление одного большого проекта на несколько небольших положительно сказалось на уровне подготовки инженеров. К такому выводу специалисты ТГУ пришли, изучив формальные показатели эффективности проектной работы обучающихся. Кроме того, ученые провели онлайн-опрос и офлайн-интервью с участниками и руководителями инженерных проектов университета. Главный вывод – акцент в подготовке инженеров на проектной работе дает синергетический эффект теории и практики. Благодаря проектному подходу, будущие инженеры могут выстроить индивидуальную карьерную траекторию, выбирая проекты по душе и работая над их реализацией.

– Настолько подробного исследования эффективности инженерного образования еще никто не проводил. Обычно аналогичные работы фрагментарны и изучают техническую сторону работы инженеров – говорит один из авторов исследования, доцент кафедры «Теория и практика перевода» ТГУ Марина Бажутина. – Мы же обстоятельно изучили, как готовят инженеров именно с педагогической точки зрения. Например, мы проводили интервью со студентами-руководителями проектов Центра машиностроения ТГУ – такие ребята есть далеко не в каждом вузе. Кейс нашего вуза – это один из вариантов эффективной подготовки современного инженера, когда студент выступает в роли дизайнера своей образовательной траектории.

Согласно исследованию, положительная динамика от внедрения проектного подхода в обучении инженеров ТГУ очевидна. За последние шесть лет студенты Центра машиностроения опубликовали более 80 статей в престижных научных журналах и получили 9 патентов. Все выпускники-инженеры ТГУ, участвовавшие в проектах, успешно работают в крупных федеральных и международных компаниях.

Результаты исследования опубликованы в высокорейтинговом международном научном журнале «Перспективы науки и образования». Цель журнала – оперативно отражать актуальные проблемы, пути их решения и полученные результаты исследователей в сфере образования и гуманитарных науках. Положительный опыт Тольяттинского государственного университета в проектно-ориентированном обучении инженеров может стать примером для организации обучения в других вузах страны.

Над исследованием работали: директор Центра машиностроения, консультант команды TRT Александр Бобровский, PR-менеджер Екатерина Чижаткина, менеджер команды TRT Дарья Горохова и наставник команды в овладении инженерной коммуникацией на английском языке Марина Бажутина.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Тольяттинский государственный университет"


Первая защита в диссовете ТГУ по педагогике

Первая кандидатская диссертация по педагогике защищена в диссертационном совете Тольяттинского госуниверситета (ТГУ). Целевой аспирант Александра Орлянская представила свою научную работу на тему «Подготовка педагогов к обучению детей безопасному поведению на дорогах в условиях социального партнёрства». Исследование молодого учёного – наглядный пример того, как вузовская наука решает конкретные жизненные задачи.


Умный «сторож» для силовых трансформаторов создан в ТГУ

Группа учёных Тольяттинского государственного университета (ТГУ) разработала уникальный способ защиты силовых трансформаторов от пагубного воздействия геоиндуцированных токов при геомагнитных бурях. Его применение должно обеспечивать стабильную работу электросети во время геомагнитных возмущений, которых, как показывает практика, в последнее время становится всё больше.


ТГУ представил инженерные разработки для ВС РФ

Ультразвуковой хирургический прибор, созданный в Тольяттинском госуниверситете, презентовали на XIII Московском международном инженерном форуме (ММИФ – 2025). Участники выставки отметили актуальность и своевременность такой разработки. Применение инновационного прибора значительно ускоряет реабилитацию при проведении операционных вмешательств, что в современной медицине очень ценно.


ТГУ поможет ТОАЗу за три недели

Грант в 500 000 рублей получила на реализацию академической мобильности аспирант кафедры «Химическая технология и ресурсосбережение» Тольяттинского госуниверситета Мария Богданова. Она стала победителем конкурса, в котором приняли участие более 130 заявителей из 17 университетов.


В России дан старт новому этапу цифровой трансформации вузов

Для выработки единых стандартов описания и передачи лучших практик управления на основе данных создана профильная рабочая группа. Возглавил группу Роман Боюр, проректор по цифровизации Тольяттинского государственного университета (ТГУ).


ПИШ «ГибридТех» ТГУ поработает на нефтянку

Тольяттинский государственный университет (ТГУ) и компания «МНКТ» (Казань) заключили соглашение о всестороннем партнёрстве. Основной фокус совместной работы будет сосредоточен на внедрении перспективных разработок Передовой инженерной школы «Гибридные и комбинированные технологии» (ПИШ «ГибридТех») ТГУ для повышения эффективности нефтедобычи.


Разработка ТГУ делает растворимые имплантаты безопасными

Учёные Тольяттинского государственного университета (ТГУ) создали установку, предназначенную для более точной оценки коррозионной стойкости и усталостной долговечности биорезорбируемых магниевых сплавов.