©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Назван фактор эффективного обучения инженеров

Исследователи Тольяттинского государственного университета (ТГУ) выяснили, как организовать учебный процесс, чтобы готовить квалифицированных и конкурентоспособных инженеров. Этому способствует проектная работа в команде. Первое в мире подробное педагогическое исследование показало, как проектный подход помогает студентам выстроить собственную образовательную траекторию и получить работу мечты. Его результаты могут быть полезны для всех высших учебных заведений, где обучают будущих инженеров.

В последнее десятилетие во всем мире активно обсуждается как устранить разрыв между теорией и практикой в инженерном образовании. Решением проблемы может стать обучение студентов на реальных проектах. С 2017 года модель проектного обучения системно реализуется в ТГУ для студентов всех курсов и направлений подготовки. В течение семестра или учебного года они решают кейсы и создают проекты для реального сектора экономики.

Для оценки эффективности проектного подхода в обучении инженеров ученые исследовали опыт флагманского проекта ТГУ «Формула Студент» – инженерно-спортивной команды Togliatti Racing Team (TRT). В рамках этого проекта студенты самостоятельно создают болиды и участвуют с ними в соревнованиях на реальном гоночном треке.

Изначально проектное обучение в ТГУ строилось исключительно вокруг TRT. Но по мере внедрения проектного подхода как обязательной части образовательного процесса, вокруг команды возникли другие проекты, как технические, так и социогуманитарные. Каждая группа студентов решает конкретную практическую задачу, а за время обучения они последовательно участвуют в проектах различных типов. Инженерные решения, созданные в проектных командах, ранжируются и масштабируются от опытного образца до полноценного стартапа.

Дробление одного большого проекта на несколько небольших положительно сказалось на уровне подготовки инженеров. К такому выводу специалисты ТГУ пришли, изучив формальные показатели эффективности проектной работы обучающихся. Кроме того, ученые провели онлайн-опрос и офлайн-интервью с участниками и руководителями инженерных проектов университета. Главный вывод – акцент в подготовке инженеров на проектной работе дает синергетический эффект теории и практики. Благодаря проектному подходу, будущие инженеры могут выстроить индивидуальную карьерную траекторию, выбирая проекты по душе и работая над их реализацией.

– Настолько подробного исследования эффективности инженерного образования еще никто не проводил. Обычно аналогичные работы фрагментарны и изучают техническую сторону работы инженеров – говорит один из авторов исследования, доцент кафедры «Теория и практика перевода» ТГУ Марина Бажутина. – Мы же обстоятельно изучили, как готовят инженеров именно с педагогической точки зрения. Например, мы проводили интервью со студентами-руководителями проектов Центра машиностроения ТГУ – такие ребята есть далеко не в каждом вузе. Кейс нашего вуза – это один из вариантов эффективной подготовки современного инженера, когда студент выступает в роли дизайнера своей образовательной траектории.

Согласно исследованию, положительная динамика от внедрения проектного подхода в обучении инженеров ТГУ очевидна. За последние шесть лет студенты Центра машиностроения опубликовали более 80 статей в престижных научных журналах и получили 9 патентов. Все выпускники-инженеры ТГУ, участвовавшие в проектах, успешно работают в крупных федеральных и международных компаниях.

Результаты исследования опубликованы в высокорейтинговом международном научном журнале «Перспективы науки и образования». Цель журнала – оперативно отражать актуальные проблемы, пути их решения и полученные результаты исследователей в сфере образования и гуманитарных науках. Положительный опыт Тольяттинского государственного университета в проектно-ориентированном обучении инженеров может стать примером для организации обучения в других вузах страны.

Над исследованием работали: директор Центра машиностроения, консультант команды TRT Александр Бобровский, PR-менеджер Екатерина Чижаткина, менеджер команды TRT Дарья Горохова и наставник команды в овладении инженерной коммуникацией на английском языке Марина Бажутина.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Тольяттинский государственный университет"


В ТГУ выводят на новый уровень создание «умных покрытий»

Учёные Тольяттинского государственного университета (ТГУ) совершенствуют технологию плазменно-электролитического оксидирования для получения принципиально новых многофункциональных smart-покрытий, применяемых в медицине и технике. Исследования поддержаны Российским научным фондом (РНФ).


В ТГУ открыли набор на новый профиль подготовки

В институте химии и энергетики Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) в этом году проведут первый набор обучающихся на профиль «Технологии продуктов функционального и специализированного питания». Подготовка будет вестись по заказу партнёра института – компании «Фитнес Фуд».


В ТГУ открыта лаборатория микробиологии

Новая исследовательская лаборатория появилась в Тольяттинском госуниверситете (ТГУ) для обучения студентов по профилю «Технологии продуктов функционального и специализированного питания». Оснащена она на средства ООО «Фитнес Фуд».


Методики профессора ТГУ внедрят в Китае

В июне 2025 года в КНР вышло китайское издание книги «Формирование семейной грамотности у детей дошкольного возраста». Её автор – Ольга Дыбина, профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой «Педагогика и психология» гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета.


Книга издательства ТГУ покорила «Красную площадь»

Библиотечно-издательский комплекс Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) стал обладателем специального диплома XVIII Международного конкурса книжной иллюстрации и дизайна «Образ книги» за серию книг о приключениях библиотечного кота Кузи. Конкурс проходил в рамках книжного фестиваля «Красная площадь».


В ТГУ создали онлайн-тест на знание английского языка

Тольяттинский госуниверситет (ТГУ) 4 июня получил свидетельство Роспатента о государственной регистрации Программы адаптивного тестирования уровня владения английским языком по классификации CEFR. Программа, созданная сотрудниками отдела технологий онлайн-образования ТГУ, представляет собой адаптивный тест, который менее чем за час объективно определяет знание английского у абитуриентов и студентов – и даёт возможность подобрать максимально подходящие по уровню сложности обучающие материалы.


В ТГУ разработан метод защиты силовых трансформаторов

Учёные Тольяттинского государственного университета (ТГУ) предложили систему мониторинга и защиты силовых трансформаторов для предотвращения аварий и повышения надёжности электрических сетей.