Искусствоведы АлтГУ изучили художественный феномен живописи Сибири XX века
В издательстве Алтайского государственного университета опубликована коллективная монография «Технологические особенности произведений живописи Сибири ХХ века: комплексный анализ» под редакцией кандидата искусствоведения, доцента, заведующего кафедрой искусствоведения и креативных индустрий ИГН АлтГУ Ирины Черняевой и кандидата искусствоведения, доцента, ведущего научного сотрудника АлтГУ Галины Булгаевой.
Рецензентами издания выступили доктор искусствоведения, профессор, директор ИГН АлтГУ Лариса Нехвядович и доктор исторических наук, профессор Ольга Труевцева.
«В течение XX столетия отечественная живопись формировалась как сложный и многогранный художественный феномен, в котором отразились исторические, социокультурные и технологические процессы эпохи. Комплексное изучение этого раздела художественного наследия требует обращения не только к традиционным искусствоведческим методам анализа формы и содержания, но и к современным научным подходам, позволяющим выявлять скрытую материальную структуру произведения. Использование оптикофизических и физико-химических методов, например, инфракрасной и ультрафиолетовой съемки, микроскопии, анализа микрошлифов, в дополнение к искусствоведческому анализу открывает принципиально новые перспективы в изучении авторской технологии, выявлении индивидуальных приёмов и реконструкции художественного процесса, - уточняет Ирина Валерьевна Черняева. – Таким образом, наша исследовательская работа направлена на формирование новой научной базы, объединяющей искусствоведческое знание, оптико-физические методы и цифровые технологии, что способствует более глубокому осмыслению и сохранению художественного наследия Сибири XX века».
Актуальность исследования обусловлена тем, что значительная часть данного художественного наследия остается малоизученной, а состояние большого числа полотен требует научного осмысления их материальной структуры и технологических особенностей, что невозможно без применения неразрушающих методов анализа. Кроме того, до настоящего времени отсутствует систематизированная база данных результатов оптико-физических исследований региональной живописи, которая могла бы служить основой для сравнительных и типологических исследований, ускорять процессы атрибуции и реставрации.
«Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на материале сибирской живописи XX века реализован комплексный подход, объединяющий искусствоведческие методы, инструментальный анализ и цифровую фиксацию данных. Современное искусствознание находится на этапе активной интеграции с естественными и цифровыми дисциплинами. Впервые предпринята попытка формирования структурированной базы данных, включающей результаты оптико-физических исследований, макро- и микросъёмки, спектрального анализа пигментов, изучения авторских подписей и других технологических признаков. Такой методологический комплекс позволяет рассматривать произведение живописи не только как эстетический объект, но и как материальный носитель культурной информации», - подчеркивает Лариса Ивановна Нехвядович.
В исследование включён репрезентативный круг произведений ведущих сибирских художников, представляющих различные поколения и художественные направления, что позволило проследить динамику изменения технологических приёмов, эволюцию художественных материалов и связанные с ними особенности формообразования.
Монография представляет собой результат многолетних исследований, выполненных на базе лаборатории оптико-физических методов анализа живописи Института гуманитарных наук Алтайского государственного университета в рамках проекта Российского научного фонда № 24-28-00692 «Технологические особенности произведений живописи ХХ века: комплексный анализ».