Чем чреваты новые санкции против Ирана?
Решение о выходе США из ядерной сделки с Ираном имеет далеко идущие последствия, в том числе и для инвесторов. Когда была достигнута договорённость об отказе от разработки ядерного оружия, санкции были сняты. Это решение отразилось на многих сферах экономики и, в первую очередь, на нефтяном рынке. Введение новых санкций затронет всех, кто продолжает вести дела с Тегераном. Инвесторы сегодня пытаются оценить возможные последствия политических решений американского президента.
США прекратил участие в сделке по ядерному оружию 8 мая. Таким образом, эту дату можно считать началом введения ограничительных мер экономического характера. Они были предприняты для лишения этой ближневосточной страны возможности получить ядерное оружие, а также для уменьшения влияния этого государства.
Однако не стоит забывать, что в условиях глобализации экономики невозможно ввести меры против одной страны, не затронув компании, работающие в данном регионе. А снятием санкций воспользовались многие предприятия, расположенные как в США, так и в Европе. Только американская авиастроительная компания Boeing заключила сделку более чем на 19 млрд долларов с IranAir и на 3 млрд долларов с Aseman Airlines. Потери европейского бизнеса могут быть ещё более значительными.
Тем не менее, американские компании намерены соблюдать предпринятые против Ирана меры. По заявлению генерального директора Boeing, большой зависимости от торговли с Ираном у них нет. Объясняется это хорошими результатами продаж тех самолётов, которые должны участвовать в сделках с этим ближневосточным государством.
Последствия для Евросоюза
Как показывают отзывы, после снятия санкций достаточно большое число европейских компаний стали работать в этом регионе. Тем не менее, эксперты затрудняются с оценкой возможных рисков для бизнеса. Связано это с тем, что для различных отраслей установлены разные условия расторжения контрактов. Так, отсрочка для европейских фирм составляет от 3 до 6 месяцев. В этот период необходимо прекратить свою деятельность в Иране. В противном случае компания попадёт под санкции. В этом случае европейские предприятия, имеющие филиалы в США, будут оштрафованы. Остальные могут быть исключены из американской торговли.
Количество европейских компаний, деятельность которых пострадает от введения санкций, очень велико. При этом возможные потери могут достигнуть миллиардов евро.
Наибольшие убытки ждут авиационного гиганта Airbus. Производитель подписал контракты с двумя иранскими авиакомпаниями на поставку 120 самолётов.
В настоящий момент обсуждается вопрос предоставления исключений. Но пока решения по этому поводу не приняты.
В целом, можно сделать вывод о том, что ситуация пока остаётся неясной. Предполагается, что для продолжения ведения дел в Иране ряд европейских компаний подадут заявки на исключение из американского списка. Однако реакция на это американской администрации неизвестна. Хотя в прошлом подобные прецеденты были. В последнее десятилетие прошлого века Total была освобождена от санкций. И её генеральный директор намерен вновь просить о предоставлении исключения.
Реакция Евросоюза на действия США также остаётся под вопросом. В аналогичной ситуации с Кубой в 1996, в ответ на американскую попытку ввести меры против европейских компаний, Европа пригрозила ответными санкциями. И США пришлось отступить.
Ещё один возможный вариант развития событий. Европа может ввести свои методы регулирования и разрешить своим компаниям не соблюдать американские санкции. При этом все вынесенные в США по этому поводу судебные решения не будут признаны в ЕС. В настоящий момент европейские лидеры обсуждают данный шаг. И вскоре будет принято окончательное решение в этой сфере.
Пока эксперты сходятся на одном: возможные последствия для европейского бизнеса можно будет определить только после уточнения всех деталей.
Ведь, по словам портфельного управляющего Марка Хартманна, предпринятые США меры вполне способны вернуть Иран за стол переговоров, что позволит прийти к новому соглашению. В этом случае санкции будут носить краткосрочный характер. И хотя такое развитие событий остаётся пока маловероятным, европейские компании надеются, что есть способ минимизировать потери, которые, даже по приблизительным подсчётам, будут составлять миллиарды евро.