Glorax Infotech: инвестиции в стартапы для рынка недвижимости могут удвоиться в 2020 году
Российский рынок PropTech был достаточно консервативным, но пандемия стала его катализатором: сейчас наблюдается рост интереса к технологиям для рынка недвижимости. В ближайший год объем инвестиций в перспективные стартапы для этой отрасли увеличится как минимум в 2 раза, прогнозируют эксперты акселератора от Glorax Infotech.
Инвестиции профильных фондов и девелоперов в российские стартапы PropTech в 2019 году превысили 700 млн руб., всего было заключено 10 сделок. Уже по итогам 2020 года, по прогнозам экспертов Glorax Infotech, вложения в новые технологии для рынка недвижимости могут достигнуть 1,5 млрд руб. Это эквивалентно росту на 100% за год.
«Ситуация в экономике и дополнительный фактор сложности в виде пандемии стимулируют компании искать новые модели работы и взаимодействия с клиентами. Зачастую девелоперы сами разрабатывают оригинальные сервисы и продукты. Появляются примеры удачного сотрудничества девелоперов с ИТ-стартапами», — отметил Андрей Биржин, глава Glorax Group, руководитель акселератора от Glorax Infotech.
Пока объем инвестиций в российский PropTech составляет менее 1% от мирового и 1,8% от европейского. Между тем, по данным PropTech1 Ventures, cреднегодовой темп прироста (CAGR) капиталовложений в PropTech технологии в Европе составляет 45%. Если в 2014 году в европейские стартапы PropTech было вложено 77 млн. евро, то за следующие 5 лет объем инвестиционных денег на рынке вырос почти до 500 млн. евро (скачок на 550%).
Наиболее активными венчурными инвесторами по количеству сделок в России являются такие фонды как ФРИИ, АФК «Система», Altair Capital, Pulsar Venture Capital, Runa Capital, ImpulseVC, РВК, The Untitiled. При этом наиболее крупный суммарный объем инвестиций в компании рынка PropTech поступил от следующих фондов: Rusnano Sistema Sicar, Sistema Venture Capital, Larix, Hartmann Holdings, ФРИИ.
В России в 2019 году основная часть инвестиций пришлась всего на две сделки, компании «Сделано» и «Чердак». Кроме того, был совершен только один экзит – корпорация Occipital совершила выход из GeoCV, сумма сделки составила $7 млн.
«Сделано» основана в 2014 году и занимается капитальным ремонтом квартир, дизайн можно выбрать на сайте с помощью онлайн-конструктора из готовых комбинаций. Количество выполненных проектов приближается к пятистам. «Чердак» — сервис хранения вещей для жителей Москвы, основан в 2018 году. Сервис пакует и забирает вещи, отвозит на безопасный склад, предоставляет доступ онлайн ко всем вещам и привозит обратно по запросу.
Пока в структуре рынка PropTech в России более половины компаний — маркетплейсы по покупке и аренде недвижимости или оказания услуг в недвижимости или строительстве. Заметная доля приходится на компании в сфере проектирования и строительства (Apis-Cor, TraceAir), а также стартапы по оценке, анализу данных и коллективным инвестициям (Aktivo, Geointellect, Habidatum) и компании в сфере управления готовыми объектами (Wiren Board, Throne).
На российском рынке отмечается стойкий интерес к стартапам в области Big Data и ИИ, но пока нет явного лидера. В этой гонке победит тот, кто создаст наиболее удобные алгоритмы анализа больших данных, например, для упрощения взаимодействия участников на маркетплейсах.
Кроме того, последствия пандемии и развитие удаленного взаимодействия компаний и клиентов в связи с новыми требованиями к социальному дистанцированию стимулируют рынок PropTech к созданию новых сегментов и ниш. Это происходит во всех сегментах жизненного цикла недвижимости, от проектирования и строительства до продаж и управления.
«Поскольку на рынке нет универсальных решений, это открывает большое количество возможностей для развития стартапов. В этом и следующем году мы увидим устойчивый рост индустрии PropTech. Те ранние инвесторы, которые вложатся в фундамент для платформ взаимодействия между участниками рынка, в создание универсальных решений, смогут занять лидирующее положение на рынке. Мы запустили акселератор от Glorax Infotech, чтобы помочь наиболее перспективным стартапам успешно выйти на рынок и способствовать цифровизации рынка недвижимости», — отметил Андрей Биржин.