Эксперт Липецкого филиала РАНХиГС о «корпоративной культуре организаций»
В статье газеты «КоммерсантЪ» от 20 октября 2021 года, посвящённой корпоративной культуре организаций в условиях пандемии, приводятся подтверждения о роли ключевого фактора жизнеспособности современных компаний. Публикуем экспертное мнение доцента Президентской академии в Липецке по теме статьи.
Гурина Мария Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственная, муниципальная служба и менеджмент» Липецкого филиала РАНХиГС:
«Автор делает ссылку на отчёт известной компании PwC «Глобальный опрос 2021 года о корпоративной культуре», результаты которого свидетельствуют о более высокой адаптации фирмы с развитой корпоративной культурой к текущему кризису, вызванному пандемией COVID-19. И с этим нельзя не согласиться. Подобные выводы, на наш взгляд, подтверждают реализацию концепции «management by values» в современных условиях. Ценностный подход к управлению, описываемый во многих трудах специалистов в области менеджмента конца 20 и начала 21 века, утверждает организационную культуру, основанную на разделяемых ценностях внутри компании, в качестве ключевого фактора её существования и развития. Доказательством этого служит огромное количество примеров успеха компаний в долгосрочном плане. И если, еще десять лет назад мы могли говорить о подобных примерах за рубежом, то сегодня все больше отечественных организаций подтверждает значение роли развития корпоративной культуры в их деятельности. При чем, как следует из материалов статьи, это мнение разделяют рядовые сотрудники предприятий, а не только высшее руководство (в 2021 году их доля увеличилась до 61%).
Следует отметить, что несмотря на то, что идеология помогает пережить кризис и тяжелые времена, в развитии корпоративной культуры на некоторых российских предприятиях возникает серьезная проблема несоответствия заявляемым ценностям и стандартам с тем, что существует на самом деле, с тем, что видят и чувствуют обычные работники. Если мы вспомним с вами модель Э.Шейна, то, как раз главным индикатором развитой оргкультуры и выступает согласование всех трех элементов: артефактов, провозглашаемых ценностей и базовых представлений. Успех менеджмента наших компаний в этом направлении будет зависеть от формирования её «целостности», чтобы «восприятие корпоративной культуры у высшего руководства среднестатистической компании и ее сотрудников» было одинаково. Для этого требуется формирование причастности и вовлечения работников в решение общекорпоративных задач, обучение и мотивация, выполнение обязательств и гарантий перед своими сотрудниками.
Также нельзя не согласиться с выводами автора и об особенностях национального менталитета, который помогает даже в условиях удаленной работы стремиться к поддержанию дружеских и неформальных отношений.
Таким образом, развитие общекорпоративных ценностей и формирование организационной культуры, поддерживающей людей в сложной социально-экономической ситуации, повышает ресурс выживания компаний и их жизнеспособность. Руководителям отечественных фирм стоит серьезно задуматься над этим инструментом жизнеспособности компании, если они хотят обеспечить стратегическое развитие бизнесу, тем более что показатели операционной модели только выиграют от этого. Хотите жить долго – работайте над идеологией!».