Эксперт Липецкого филиала РАНХиГС о намерении МИД РФ облегчить процедуру выдачи российского гражданства
В статье сетевого издания «Ведомости» во второй половине октября 2021 года, посвящённой предложенным МИД РФ поправкам, транслируется намерение российских властей облегчить процедуру выдачи российского гражданства детям от смешанных браков независимо от места их рождения. Мы приводим комментарий эксперта Президентской академии в Липецке на данную тему.
Зубков Сергей Дмитриевич, кандидат географических наук, доцент кафедры «Государственная, муниципальная служба и менеджмент» Липецкого филиала РАНХиГС:
«Известно, что российские власти планируют упростить процедуру выдачи российского гражданства детям от смешанных браков, где один из супругов – гражданин России, второй – иностранец. Конечно, законодательная основа для данной процедуры уже существует: она прописана в 12 и 14 статьях федерального закона «О гражданстве Российской Федерации, но есть и проблемы. Проблемы связаны с тем, что гражданство дети из смешанных семей получают без проблем и проволочек только в том случае, если ребёнок родился на территории РФ. В случае же если ребёнок в смешанной семье родился за пределами Российской Федерации – в другой стране, то в этом случае необходимо согласие о предоставлении гражданства второго родителя – иностранца. Если согласие есть, то процедура не столько сложна и продолжительна, а вот если есть возражения, то возникают проблемы, и Российская Федерация здесь, не желая вступать в конфликт с другой стороной (другим государством) гражданство автоматически не предоставляет. Приходится ждать до совершеннолетия ребёнка, родившегося в смешанной семье – до 18 лет.
Есть предложение депутата Государственной Думы – Калашникова, есть предложение министра иностранных дел – Лаврова Сергея Викторовича: о том, чтобы упростить процедуру получение гражданства в таких случаях, когда согласия со стороны родителя-иностранца нет. В чём нюанс и какая перед нами стоит задача? Приводились разные аспекты, но «за скобками» осталась проблема демографического кризиса в Российской Федерации. Известно, что население нашей страны составляет всего 146 миллионов человек, что явно не так много для территории страны, по своим размерам сопоставимой с континентом – для страны, площадь которой составляет более 17 миллионов квадратных километров. Поэтому, на фоне демографического кризиса и на фоне сокращения населения за счёт естественной убыли, поскольку смертность у нас вновь превышает рождаемость, а к этому всему сейчас у нас прибавилась и пандемия Covid-19 – по итогам миграционный приток, прежде всего из стран ближнего зарубежья, резко сократился ввиду ограничительных мер. Упрощённая процедура получения гражданства для детей из смешанных семей в интересах Российской Федерации, поскольку пополнение демографического потенциала – это очень важная задача. Кроме того, нужно отметить, что для детей из смешанных семей (как, впрочем, и для подавляющего большинства семей, где один из родителей – гражданин России, а другой – гражданин одной из стран ближнего зарубежья) при выборе гражданства предпочтение отдаётся Российской Федерации, потому что у нас лучше социально-экономическая ситуация, у нас имеется стабильность, у нас рынок труда готов принять новых граждан. Уровень жизни и качество жизни в России выше чем в подавляющем большинстве стран ближнего зарубежья, поэтому обычно оба родителя ребёнка позитивно настроены на проживание в Российской Федерации. Конечно, предпочитают ребёнку дать российское гражданство, чтобы ребёнок был гражданином именно нашей страны, потому что перспектив у такого ребёнка в Российской Федерации будет больше. Более того, в последние годы по разным причинам к нам переезжают и граждане стран дальнего зарубежья, предпочитая более консервативный подход в привычном образе жизни. Либерализация гендерной политики многим на Западе, например, не нравится.
Конечно, процедуру получения гражданства нужно упрощать, до пределов упрощать – это по-первых. Во-вторых, рынок труда в Российской Федерации нуждается в дополнительной рабочей силе – это ещё один аргумент в пользу пополнения численности граждан России за счёт числа детей из смешанных семей. Третий аргумент состоит в том, что у нас огромные территории, особенно на востоке и севере страны, практически не освоены, не заселены, и нуждаются в человеческих ресурсах. Нам их остро не хватает ещё и с учётом того, что Российская Федерация в экономическом отношении ведёт разведку и разворачивает добычу различных полезных ископаемых, в частности – нефти, и особенно – природного газа, который в настоящее время и в ближайшем будущем будет востребован, но для этого нужны дополнительные рабочие руки в осваиваемых регионах. В этом заинтересованы: и экономика, и наш экспорт, и приток инвестиций, приток валюты в бюджет Российской Федерации. Новые граждане России всегда нужны».