©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Эксперт Липецкого филиала РАНХиГС о проблемах и особенностях цифровизации

26 октября 2021 года на сайте Правительства Российской Федерации вышел материал, посвящённый стратегическому направлению «Цифровая трансформация госуправления». Мы приводим комментарий эксперта Президентской академии в Липецке на данную тему.

Васильева Светлана Ивановна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Государственная, муниципальная служба и менеджмент» Липецкого филиала РАНХиГС:

«Цифровизация стала одним из глобальных трендов современности. При этом сопряжённые с ней социально-политические риски остаются мало изученными, поскольку говорить о проблемах уже надоело, их много, и они разные, да и чего стоять на пути прогресса? Однако, проблемы имеют свойство накапливаться и сами по себе не решаются – по крайней мере не все.

На наш взгляд, основная задача правящей элиты сделать технологическую модернизацию как можно менее травматичной для нашего общества. Что же делается в этом направлении? В программном документе «Стратегическое направление в области цифровой трансформации государственного управления», утверждённом Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2021 №2998-р (далее – «Стратегия»), отражён ряд «стратегических рисков, связанных с достижением «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики, социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления». Отметим, что данный документ представляется очень важным, с точки зрения понимания государством масштабов предстоящих изменений и их последствий. Правительство выделяет 4 ключевых риска:

1)      отсутствие нормативного правового регулирования, которое может блокировать автоматизированный сбор социально-экономических показателей, так как в настоящее время коммерческие организации не обязаны предоставлять такую информацию в органы государственной власти (за исключением налоговой отчётности);

2)      наличие малых объемов производства и ограниченного перечня датчиков и приборов объективного контроля российского производства, неготовность в срок автоматизированных средств агрегации и обработки 5 сведений (данных), полученных дистанционным путем в режиме реального времени;

3)      недостаточный уровень цифровых компетенций у сотрудников органов государственной власти и органов местного самоуправления, отсутствие заинтересованности в переводе взаимодействия в электронный вид у всех участников такого взаимодействия;

4)      наличие зависимости от поставок аппаратной части от зарубежных поставщиков и сопутствующих этому рисков в области информационной безопасности.

Разумеется, любой из перечисленных выше рисков может иметь шлейф далеко идущих негативных последствий. Принимая во внимание, что в основе любой модернизации стоят прежде всего люди, считаем целесообразным акцентировать внимание именно на 3 пункт. Т.е. государству нужны специалисты новой формации, а их ещё нужно вырастить. Однако наибольшую озабоченность вызывает другой факт. Вероятно, предполагается, что граждане нашей страны априори готовы к цифровизации государственных услуг. Практика показывает, что это не так. У молодёжи есть необходимые умения и техника, нет потребности в общении с властными структурами, у стариков есть потребность в общении, но нет необходимых навыков и зачастую техники. Разумеется, и тем и другим можно помочь при условии, что на другом конце коммуникативной цепочки сидит вдумчивый, квалифицированный, замотивированный на решение проблемы конкретного человека чиновник, мы опять возвращаемся к пункту 3 Стратегии. В обычной практике, если наши проблемы не решил специалист, то мы идем к его руководителю. Сложившаяся в России система вертикального управления при необходимости работает быстро и слажено. Цифровизация же требует перехода к более гибким методам государственно-административного менеджмента, межведомственного взаимодействия без затягивания сроков и излишней бюрократии. А это задача на порядок выше, чем воспитание плеяды специалистов с цифровыми навыками.

Кроме того, есть уже достаточные основания предполагать, что с переходом к цифровой экономической модели человек рассматривается не как отдельная личность со своими индивидуальными особенностями и проблемами, а как часть выборочной совокупности. Таким образом, будет усиливаться негативная тенденция к «расчеловечиванию» социальной политики. В данном контексте правомерна постановка вопроса о совместимости заявленных темпов и моделей цифровой модернизации с социальными гарантиями государства. Необходимо предотвратить опасность возникновения новой социальной стратификации по критериям доступа россиян к электронным услугам. Необходимо, наконец, ясное понимание того, что цифровая революция, как и любая другая революция, имеет мощный разрушительный потенциал, представляющий угрозу для любых социальных систем. В этой связи временные рамки реализации Стратегии не так уж важны. Здесь как никогда актуален тезис – «Не навреди!». Россия имеет право на свой вариант цифрового общества, с учетом ментальности граждан, культурных традиций, масштабов территорий и прочего. Мы не обязаны кого-либо догонять и перегонять. Цифровизация социальной сферы требует постоянного диалога всех участников этого процесса, включённой работы социологов, политологов, юристов, институтов гражданского общества, чтобы тотальный цифровой контроль не привёл к ограничению основных демократических прав и свобод граждан».

Липецкий филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» до 20 сентября 2010 года являлся обособленным структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего образования «Орловская региональная академия государственной службы». Филиал был образован в соответствии с приказом ректора Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации от 29 мая 2000 г. №397 по согласованию с администрацией Липецкой области.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", Липецкий филиал


Эксперт Липецкого филиала РАНХиГС об инициативе Счетной палаты РФ

В декабре 2021 года Счетная палата Российской Федерации разместила в открытом доступе обучающие видео и презентации с рекомендациями, как писать проще о сложных государственных вопросах. Мы приводим комментарий эксперта Президентской академии в Липецке на данную тему.


Стратегическая сессия по развитию туристического потенциала Воловского района

29 декабря в Центре поддержки одарённых детей «Стратегия» рабочая группа студентов Липецкого филиала РАНХиГС в сопровождении доцентов кафедры «Экономика и финансы» Кривых Николая Николаевича и Либерман Татьяны Ивановны, а также доцента кафедры «Государственная, муниципальная служба и менеджмент» Зубкова Сергея Дмитриевича – приняли участие в стратегической сессии по Воловскому району.


Победа в матче по волейболу: РАНХиГС vs ЛГТУ

2021 спортивный год для волейбольной команды Липецкого филиала РАНХиГС закончился успешно, ведь 27 декабря состоялась игра между волейболистками Президентской академии в Липецке и волейболистками Липецкого Технического Государственного Университета.


Кузнецова Наталья отмечена наградой АНО ВО «Университет Иннополис»

Кузнецова Наталья Николаевна, ст. преподаватель кафедры «Гражданское право и процесс» Липецкого филиала РАНХиГС, отмечена наградой АНО ВО «Университет Иннополис» за активное участие и высокий уровень профессионализма, проявленные на итоговых защитах проектов по программам повышения квалификации Опорного образовательного и Единого учебно-методологического центров в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики».


Итоговое собрание Студенческого ТВ Президентской академии

28 декабря в онлайн и оффлайн форматах состоялось итоговое собрание Студенческого ТВ Президентской академии в Липецке под руководством Щеголькова Дмитрия Михайлович, специалиста по связям с общественностью отдела ВРиРК Липецкого филиала РАНХиГС.


Эксперт Липецкого филиала РАНХиГС о социально-экономическом неравенстве в системе высшего образования

В декабре 2021 года сетевое издание «Ведомости» опубликовало новостную статью на основе данных исследования ВШЭ: 35% российских семей готовы отказаться от поступления детей в ВУЗы по причине высокой стоимости высшего образования. Мы приводим комментарий эксперта Президентской академии в Липецке на данную тему.


Заседание ученого совета Липецкого филиала РАНХиГС

27 декабря в конференц-зале Президентской академии в Липецке состоялось заседание ученого совета Липецкого филиала РАНХиГС.