Эксперт Липецкого филиала РАНХиГС о выплатах кураторам ВУЗов, реализующим программы высшего образования
В первой половине декабря 2021 года ведущее государственное информационное агентство России «ТАСС» в материале новостной статьи привело постановление правительства, согласно которым педагоги в колледжах и вузах, реализующих программы общего образования, с 1 января будут получать ежемесячные выплаты в размере 5 тыс. рублей за выполнение функций классного руководителя. Мы приводим комментарий эксперта Президентской академии в Липецке на данную тему.
Соловьёва Наталья Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Гуманитарные и естественнонаучные дисциплины» Липецкого филиала РАНХиГС:
«Институт кураторов не является новым в сфере образования, скорее это хорошо забытое старое. Одним из первых официальных документов российской высшей школы, посвященным кураторской работе, является Инструкция для кураторов Томского технологического института, утвержденная в 1903 году Николаем II. В ней в числе основных обязанностей куратора называлось «ходатайствовать перед академическими органами об удовлетворении уважительных и в законных формах заявленных нужд и потребностей студентов, в том числе устройстве научных и литературных кружков, учреждений кружков для занятий искусствами, физическими упражнениями, организации студенческих библиотек и читален, столовых, чайных, кассы, приходить студентам на помощь при искании дешевых и здоровых квартир»
Говоря о кураторе академической группы, мы обычно имеем в виду преподавателя или сотрудника вуза, прикрепленного к конкретной учебной группе с целью осуществления контроля за ходом учебной и внеучебной деятельности студентов и оказания им информационно - организационной и психолого-педагогической помощи в решении самых разных проблем. Деятельность куратора ориентирована, прежде всего, на поддержание мотивации студентов на будущую профессию, а также на активное участие в образовательном процессе и общественной жизни
Куратор является основным звеном в работе по адаптации студентов к условиям высшей школы, он связующий элемент между администрацией вуза и студенческой группой, между вузом и семьей студента, между педагогическим коллективом и студентом. Сегодня происходит активное осознание важности этого воспитательного инструмента всеми участниками образовательного процесса и идет поиск лучших его форм и содержания.
Согласно опросу, проведенному в Липецком филиале РАНХиГС, потребность в кураторе испытывают около 53% студентов-первокурсников. Эта потребность сохраняется у 26% студентов старших курсов. Куратор помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью (5,8%), личные проблемы (6,9%), помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками (9,8%), приобщиться к внеучебной работе (39,1%), оказывает помощь при оформлении курсовых и научных работ (2,2%), помогает разрешить конфликты с преподавателями (6,8%). Опрос показал, что без куратора было бы труднее адаптироваться в первые месяцы обучения 62% студентам.
Вне всякого сомнения, необходимость и важность такой работы трудно переоценить, поэтому работники вузов, надеются, что следующим шагом за решением о выплатах классным руководителям в школах и кураторам в учреждениях среднего профессионального образования, станет решение о введении выплат кураторам, работающим в вузах, реализующих программы высшего образования, что послужит дополнительным стимулом активизации кураторской деятельности».