Эксперт Липецкого филиала РАНХиГС об отношении россиян к фрилансу
Во второй половине декабря 2021 года сетевое издание «Известия» опубликовало аналитику на основе исследования «Работы.ру» и «СберНПФ» по поводу возможности полного перехода на фриланс для россиян. Мы приводим комментарий эксперта Президентской академии в Липецке на данную тему.
Гурина Мария Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Государственная, муниципальная служба и менеджмент» Липецкого филиала РАНХиГС:
«На новостном портале Известий приводятся результаты опроса, проведенного сервисами «Работы.ру» и «СберНПФ», 5 тыс. экономически активных респондентов старше 18 лет на предмет их отношения к занятости фриланс. Около половины респондентов (46%) «рассматривает возможность полного перехода на фриланс» в ближайшем будущем. Об этом говорится в исследовании, которое есть в распоряжении «Известий».
Если говорить об истории этого явления, то уже с начала 80-х годов в экономике многих стран оно получает свое распространение. Английский ученый в области менеджмента Чарльз Хэнди в 80-е гг ХХ века описывает эту ситуацию так: «Былая традиция, в соответствии с которой мужчина ходил на работу для того, чтобы содержать свою семью, стала статистической редкостью, — к концу десятилетия этому стереотипу отвечало только 14% семей. «Застойная безработица», «молодежная безработица» и «излишек» стали хорошо знакомыми словами, звучащими во всех социальных группах. Устроиться на те или иные места стало сложно, и понятие «работа» получило новый смысл, кроме традиционного «занятость на полный рабочий день». Такие понятия, как вторая и третья работа, теневая и неофициальная экономика, стали столь же привычными, как чип или видео. Старые стереотипы разрушались; им на смену приходили новые».
В этих условиях на международной практике, в том числе и России, растет число людей, работающих в рамках новых нестандартных форм занятости: неполная занятость, временная занятость, контрактная и проектная работа, фриланс. В тоже время современный рынок труда в условия глобализации характеризуется исчезновением некоторых видов труда.
Несмотря на наличие этого явления в области занятости, следует подчеркнуть значительную нестабильность и неопределенность положения желающих встать на путь фриланса. По результатам опроса «подавляющее большинство фрилансеров (82%) признались, что не могут спрогнозировать свой месячный заработок. Стабильный доход имеет только 18% свободных работников, говорится в исследовании». К этому следует добавить и невысокие результаты качества жизни и экономического благополучия «доходы более половины из них (54%) не превышают 15 тыс. рублей в месяц, а каждому пятому респонденту (22%) такая работа приносит от 15 тыс. до 30 тыс. рублей. У 13% опрошенных заработки от свободной занятости составляют от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, и только 11% получают более 50 тыс. рублей за свои услуги».
Естественно, что в этих условиях количество желающих освоить фриланс за последние два года сократился. Не последнюю роль в этом сыграла и пандемия со свойственными ей ограничениями.
Несмотря на привлекательность свободного графика слабые законодательные гарантии уменьшают желание стать фрилансерами. И, вполне закономерно, что выбор профессионального поля деятельности при такой форме занятости, прежде всего, качается работников в области информационных технологий, а также образования, маркетинга, дизайна».