В ОмГПУ обсудили вопросы подготовки молодых ученых
24 февраля в ОмГПУ в онлайн-формате состоялся междисциплинарный научно-практический семинар Омского научного центра РАО «Кандидатские экзамены: менять нельзя оставить», на котором обсудили вопросы обучения в аспирантуре и сдачи кандидатских экзаменов.
Модераторами семинара стали научные руководители аспирантов: профессор кафедры педагогики Наталья Ивановна Чуркина и заведующая кафедрой иностранных языков (межфак) Юлия Борисовна Дроботенко. В мероприятии приняли участие аспиранты ОмГПУ и их научные руководители, а также преподаватели из ОмГУ, СибАДИ, ОмГТУ и Омского автобронетанкового инженерного института, которые занимаются сопровождением молодых ученых.
«Семинар важно было сделать междисциплинарным, чтобы обсудить проблемы аспирантуры разных специальностей. Все аспиранты сдают кандидатские экзамены по иностранному языку и философии, эти экзамены важны и как часть программы подготовки диссертационного проекта. Но цель семинара была шире заявленной: попытаться пригласить коллег из других вузов Омска к сотрудничеству, направленному на повышение результативности подготовки кадров высшей квалификации. Мы уже давно вынашивали идеи по поводу активизации межвузовского взаимодействия, создания региональной площадки подготовки молодых ученых. Особенно это важно в гуманитарных науках, прикладное значение которых не всегда очевидно. Мы предложили коллегам целую программу действий, а начать ее логично с проведения исследования, которое даст понимание проблем и со стороны аспирантов, и со стороны научных руководителей. Надеемся, что семинар получит продолжение», - подчеркнула Наталья Ивановна Чуркина.
Участники обсудили вопросы мотивации аспирантов, а также способы повышения результативности деятельности в аспирантуре. Коллеги из омских вузов рассказали о формате вступительных испытаний в их учебных заведениях, подискутировали о достоинствах и недостатках такой системы.
«Тема семинара очень актуальна. При подготовке молодых ученых важна индивидуальная работа заинтересованного научного руководителя с таким же заинтересованным аспирантом. Должна формироваться методологическая культура на уровне развития методологической рефлексии, с помощью аспирантских семинаров. Такие семинары могут проводиться не только в форме подведения итогов подготовки кандидатской, но и в форме обсуждения современных подходов, методик, техник исследования», - отметила профессор кафедры профессиональной педагогики, психологии и управления Людмила Андреевна Шипилина.
На семинаре также были предложены действия по повышению качества подготовки в аспирантуре:
- работа с заинтересованным научным руководителем,
- создание атмосферы научного поиска и творчества на кафедре (в лаборатории),
- включение аспирантов в составы творческих коллективов, выполняющих финансируемые научные проекты
Добавим, что накануне в ОмГПУ прошел аспирантский семинар и заседание докторского клуба, на котором исследователи поделились промежуточными результатами своих работ.