Ученые АлтГУ разрабатывают голосовой ассистент в сотрудничестве с Госкорпорацией «Росатом»
Проект «Голосовой ассистент Алтайского государственного университета» разрабатывается в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Он подготовлен с участием сотрудников нескольких институтов и подразделений АлтГУ (ИГН, ИМиТ, Управление информатизации).
Основным продуктом проекта станут роботизированные голосовые ассистенты: «Горячая линия по профилактике и предотвращению распространения коронавирусной инфекции в университете», «Справочная служба университета для абитуриентов», «Справочная служба университета для сотрудников, студентов и населения». Но тематические возможности создания диалоговых конструкций этим не ограничиваются. Фактически в университете будет создана база данных ключевых слов и сценариев «живых диалогов» для функционирования и обучения голосовых помощников. Роботы смогут вести с пользователем диалог на естественном языке.
В рамках реализации проекта ведется разработка и реализация уникальной для России программы ДПО по использованию голосового ассистента в деятельности организаций различного профиля. Голосовые помощники уже показали свою эффективность, внедрение их в работу организации помогает улучшить качество обслуживания и экономит время, позволяет снизить нагрузку на сотрудников, а также повысить имидж.
На базе АлтГУ будет работать система дистанционного обучения в Центре переподготовки и повышения квалификации Института гуманитарных наук. Пройдя обучение, слушатели будут иметь представление о функционировании компьютерных приложений голосовых помощников, создавать типовые сценарии диалогов для них, выбирать наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и многое другое. Будут разработаны методические рекомендации.
Проект связан со стратегической целью программы развития АлтГУ – формирование инновационной модели университета, создающей новые возможности в сфере знаний, инноваций, технологий. Одним из ключевых приоритетов Программы является развитие цифровой экономики, внедрение инновационных цифровых решений с выходом на масштабные амбициозные стратегические проекты. Деятельность университета в информационно-коммуникативной сфере будет трансформирована в направлении широкого использования цифровых технологий обработки и анализа речи человека.
«Цифровая трансформация университета необходима для достижения успеха общей стратегии развития АлтГУ, чтобы осознанно и управляемо попасть в цифровое будущее. Разноплановое использование цифровых технологий обработки и анализа речи человека способствует повышению качества взаимодействия с абитуриентами и участниками образовательного процесса университета. Это позволит повысить конкурентоспособность АлтГУ на образовательном рынке. Кроме того, проект имеет важные социальные функции, он поможет снизить конфликтность и напряженность в университетской среде за счет формирования более эффективных коммуникаций в цифровом формате. Это особенно важно в условиях, например, пандемии коронавируса Covid-19» - говорит руководитель проекта, кандидат социологических наук, заведующий кафедрой социологии и конфликтологии Института гуманитарных наук Виктор Нагайцев.
Индустриальным партнером проекта выступает АО «Русатом Инфраструктурные решения» (РИР, входит в Госкорпорацию «Росатом») Компания предоставила университету форму (компьютерную программу) голосового помощника, заполнением которой и занимаются ученые. В настоящее время ведется обучение сотрудников АлтГУ, которые будут реализовывать проект.
В университете в тестовом режиме запущена в работу «Горячая линия по профилактике и предотвращению распространения коронавирусной инфекции в университете», к лету ожидается запуск «Справочной службы университета для абитуриентов» и «Справочной службы университета для сотрудников, студентов и населения».