Профессор АлтГУ объяснил, какой вред серая ворона наносит охотничьему хозяйству Алтайского края
Доктор биологических наук, профессор, директор Зоологического Центра Института биологии и биотехнологии АлтГУ Сергей Снигирев по просьбе Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края дал свое заключение по вопросу необходимости борьбы с серой вороной.
Сегодня в регионе остро стоит вопрос о необходимости регулирования численности серой вороны. По заключению Сергея Снигирева, эта птица наносит вред охотничьему хозяйству.
Ограничение сроков охоты и полный запрет на охоту весной способствовали увеличению популяции утки, гуся и лысухи. Однако этих мер оказалось недостаточно. На численность животных влияет не только человеческий фактор, но и хищники. Одним из таких вредителей является серая ворона. Ранее предпринимались попытки причислить эту птицу к полезным видам. Считалось, что она уничтожает полевок. Но некоторые исследования показали, что большинство полевок, съеденных воронами, составляли трупы этих зверьков, появившиеся на поверхности земли после таяния снега и льда.
По мнению Сергея Снигирева, оценивать экологическую роль серой вороны для охотничьего хозяйства следует в период гнездования водоплавающих, гнездования и насиживания кладок яиц боровой и полевой дичи, а также появления детенышей у зайцев.
«В отличие от других врановых, серая ворона используют в пищу яйца и птенцов других птиц не как случайный корм, а специально предпринимает систематические попытки поиска жилых гнезд. Например, Т. Ф. Моисеева (1956) приводит пример, когда одна гнездящаяся пара ворон систематически таскала яйца птиц, гнездившихся на луговом острове площадью 1 квадратный километр. В течение 15 дней, с 3 по 17 мая, была собрана скорлупа 79 яиц, выпитых воронами. Установлено, что эта пара ворон только за 15 дней разорила не менее 17 гнезд охотничьих видов птиц, в том числе шесть гнезд уток. Кроме того, часть яиц могла быть взята воронами из неполных кладок или съедена ими в другом месте. Есть еще ряд исследований, доказывающих, что серая ворона отрицательно воздействует на воспроизводство охотничьей дичи. Работы по уничтожению серой вороны в охотничьих угодьях должны проводиться планово и систематически», — утверждает профессор Сергей Снигирев.
Природные механизмы регуляции численности серых ворон не работают. Самое трудное время — зиму, они переживают за счет человека. Летом вороны откочевывают в природные биоценозы и истребляют массу птичьих яиц и птенцов, заклевывают зайчат, чем наносят большой вред охотничьему хозяйству.
Меры, предпринимаемые в этом направлении охотпользователями, недостаточны. В 2019 году постановлением Правительства Алтайского края данный вид был включен в перечень охотничьих видов. Это обеспечило кратковременный прирост отстрела, однако без механизмов стимулирования охотничьей общественности, в 2020 году отстрел серой вороны вновь сократился до первоначальных значений.
«Комплексная оценка экологической роли серой вороны в охотничьих хозяйствах свидетельствует об отрицательном воздействии данного вида на популяции водоплавающей, боровой дичи и зайцев, предопределяя необходимость сокращения ее численности. Существующая на территории Алтайского края популяция должна быть сокращена в 10 раз и поддерживаться в пределах 7–7,5 тыс. особей», — такое заключение дал Сергей Снигирев.