Как проходит археологическая практика у студентов АлтГУ – материал «За науку»
Как проходят учебные практики в институте истории и международных отношений АлтГУ, рассказывает корреспондент газеты «За науку» Юлия Дильман.
Самая интересная и самая непростая практика – археологическая – проходит у историков на первом курсе. Словно Индиана Джонс, студент вооружается лопатой и кисточкой (жаль, что не кнутом) и отправляется на поиски сокровищ. «Археологичка», как называют ее студенты, проходит в Горном Алтае или в Чарышском районе в течение двух-трех недель. В палаточном лагере опытные преподаватели обучают практикантов основам полевой археологии и технике раскопок.
Работы ведутся строго по графику: подъем в семь утра, водные процедуры и завтрак, затем в 8.00 на раскопки до обеда. После перерыв до 18.00 (иногда до 19.00), ужин и свободное время. Работали шесть дней в неделю.
Все ради того, чтобы отвоевать кусочек истории у времени.
Раскопки проходят следующим образом. Сначала очерчивают участок в виде квадрата – раскоп. По его контуру снимают слой за слоем землю. Каждый слой грунта (около 25 см) тщательно изучают, проверяя на наличие тех самых сокровищ Индианы Джонса. Самые частые находки: куски керамики и кости. Удается найти и настоящие клады. На практике студента ИИМО Анатолия Горового нашли захоронение аристократической особы с соответствующими погребальными предметами. Все находки сортируют и соотносят с историческим периодом. Затем процедуру повторяют – и так вплоть до природного слоя грунта.
– Летние студенческие практики – это увлекательное и незабываемое событие! Многие из студентов последующих курсов хотели бы еще раз вернуться на первый курс и окунуться в атмосферу небольшого палаточного лагеря на берегу реки или у подножья гор. Там у историка есть шанс попасть в совершенно неизведанную область, почувствовать себя настоящим исследователем древних культур и узнать о быте наших предков, – вспоминает о своей практике Анатолий Горовой.
Сейчас Анатолий познает азы архивоведения. Практика для второкурсников проходит в городских архивах. Студенты учатся работать с первоисточниками, сортировать важные документы и ориентироваться в большом потоке информации.
А на четвертом курсе историки могут снова вернуться в школу. Старшекурсники отправляются преподавать. Такую практику в гимназии № 40 прошел студент четвертого курса Кирилл Чураков.
– Часть профессиональных перспектив у историков связана с преподавательской деятельностью. И для меня школьная практика стала важным этапом в моем обучении в университете. Мне понравилось вести уроки и передавать свои знания школьникам. Я надеюсь, что мне удалось найти контакт с учениками и пробудить в их сердцах любовь к истории. Я заметил, что когда человек горит каким-либо делом, то находит отклик и у остальных. Поэтому пытался передать учащимся свою увлеченность историей.