В октябре власти и бизнес такси обсудят разработку Стратегии развития таксомоторных перевозок до 2035 года. Планы по развитию отрасли предлагается включить в Национальные проекты.
Российский рынок такси, несмотря на стремительный рост числа легальных автомобилей такси, находится в непростой ситуации. За год, прошедший с момента вступления в силу нового закона "О такси", число зарегистрированных транспортных средств в реестрах такси выросло с 350 тысяч до более чем 600 тысяч. Однако эта динамика не принесла стабильности. Водители покидают профессию, тарифы растут, а парк такси стареет.
По данным Общественного Совета по развитию такси, доля автомобилей такси возрастом до трех лет сократилась с 33% в 2023 году до 27% в текущем. Одновременно наблюдается рост доли автомобилей старше пяти лет с 17% до 23%. Подобная ситуация была отмечена и в Москве, где также зафиксировано старение автопарков.
Ключевыми факторами, влияющими на устаревание парка такси, перевозчики называют высокую стоимость автомобилей (80% опрошенных), дорогое кредитование и лизинг (73%) и отсутствие государственной поддержки (62%).
На фоне ухудшающейся ситуации на рынке регулярно поднимаются вопросы о введении дополнительных норм, таких как локализация автомобилей, установление квот на электромобили, бесплатные перевозки для отдельных категорий граждан. Однако, по мнению экспертов, эти предложения несвоевременны и могут привести к дальнейшей дестабилизации рынка.
"В условиях постоянно меняющихся правил таксопарки не могут каждый раз перестраивать модели работы, планировать устойчивое развитие и привлекать инвестиции на долгий срок, - отмечает Ирина Зарипова, председатель Общественного Совета по развитию такси.- Следствием нестабильности бизнеса такси уже стало ухудшение качества услуги для пассажиров: повышение тарифов, дефицит перевозчиков и старение автопарка".
Эксперты подчеркивают необходимость стратегического планирования развития таксомоторной отрасли. "Такси — это социально значимая услуга, и мы видим необходимость включения таксомоторной отрасли в национальные проекты, где будут детально прописаны цели и задачи изменений рынка, инновации в отрасли в долгосрочной перспективе", - говорит Ирина Зарипова.
Стратегия развития позволит управлять развитием рынка такси и реализовывать планы государства и бизнеса в гармонии с планами экономического развития регионов. Она даст возможность бизнесу такси и сопричастным сферам эффективнее адаптироваться, инвестировать в будущее развитие.
В ближайшее время, 3-4 октября, в Сочи состоится ежегодная Всероссийская конференция TAXI-2024. На ней представители федеральной и региональной власти, ведущие службы заказа такси, крупные таксопарки и эксперты обсудят создание Стратегии развития таксомоторной отрасли до 2035 года. Итоговый документ будет представлен в Правительство России для рассмотрения.
Создание стратегии — это шанс для такси выйти из кризиса, стабилизировать рынок и обеспечить качественное и доступное такси для всех.
На транспортно-страховом форуме «Автострахование-2025», проходившем в Сочи 13–14 ноября, участники рынка заявили о необходимости расширить перечень грузов, подпадающих под государственную поддержку при страховании от причинения вреда имуществу вследствие диверсий и террористических актов при перевозках на территории новых субъектов Российской Федерации, а также приступить к формированию нормативной базы для страхования беспилотного транспорта. Форум организован аналитическим агентством «Автостат» и АНО «Общественный совет по развитию такси»..
На первом транспортно-страховом форуме «Автострахование–2025», который 13-14 ноября прошел в Сочи, представители страхового рынка, транспортных компаний и эксперты пришли к общему выводу: действующая нормативная база автострахования больше не соответствует реальности. Цифровизация улучшила доступность сервисов, но не решила главных проблем — от неработающих механизмов ремонта по ОСАГО до непрозрачности тарифов и отсутствия стимулов к повышению безопасности.
13–14 ноября 2025 года в Сочи пройдёт Первый транспортно-страховой всероссийский форум «Автострахование-2025». По замыслу организаторов это не узкопрофильная площадка только для страховщиков — форум ориентирован прежде всего на собственников и операторов транспорта и на практические запросы, с которыми они сталкиваются в повседневной работе.
8–9 октября в Сочи прошла Международная практическая конференция TAXI-2025, объединившая около 1800 участников из России, Беларуси, Узбекистана, Анголы и Индонезии. На протяжении двух дней представители власти, бизнеса и экспертного сообщества обсуждали ключевые вопросы развития отрасли — от государственной политики и локализации автомобилей до налоговой реформы и страхования.
29 и 30 мая в Екатеринбурге состоялась XII Всероссийская конференция «Современное такси», объединившая около 900 участников из 56 регионов страны. В мероприятии приняли участие депутаты Госдумы, представители Минтранса РФ, федеральных и региональных органов власти, руководители таксопарков, служб заказа такси, автопроизводители, эксперты.
К 2035 году такси в России должно выйти на новый качественный уровень. В Сочи 3-4 октября прошла Всероссийская практическая конференция TAXI-2024, собравшая около 1700 участников со всей страны – руководителей таксопарков, экспертов, представителей региональной и федеральной власти и ведомств. Участники выработали предложения в проект Стратегии развития таксомоторной отрасли России до 2035 года.