Кирилл Каем: инновационная фармацевтика должна быть экономически выгодной
Производство отечественных инновационных медицинских препаратов потребует создания в России инфраструктуры для проведения доклинических испытаний и первой фазы клиники, считает заместитель председателя правления по приоритетным направлениям технологического развития Фонда «Сколково» Кирилл Каем.
Такое мнение он высказал в ходе сессии «Разработка инновационных лекарств как условие технологического суверенитета РФ в фармацевтике», которая состоялась в рамках форума «Биопром». Участники сессии обсуждали, как российская фармацевтическая отрасль будет создавать собственные инновационные препараты с учетом цели, которую обозначил Президент страны: довести производство отечественных лекарств до 43% в денежном выражении к 2030 году. Сейчас эта доля уже составляет 36%, но задача в том, чтобы отрасль научилась не только создавать дженерики, но и делать инновационные препараты, востребованные во всем мире. Причем 43% уже недостаточно, и долю медицинских инноваций нужно увеличивать, считают участники форума.
Отвечая на вопрос, почему российская фармацевтика должна быть инновационной и суверенной, Кирилл Каем отметил два важнейших фактора. Первый – это безопасность страны и второй – экономическая выгода. Первый сценарий Россия проходила во время пандемии, когда в кратчайшие сроки была разработана отечественная вакцина «Спутник V». В этом случае экономическая составляющая как разработки, так и производства, не имела значения, поскольку речь шла о выживании.
Второй сценарий предполагает, что инновационная фармацевтика должна быть выгодной и разработчику, и производителю, но, в первую очень, системе здравоохранения. Если это выгодно, она начинает за это платить. Однако в рамках технологического тренда возникает ряд сложностей.
«Учитывая конкуренцию на других рынках, производить инновационные препараты лучше в России, и затем выводить их на экспорт. Но у такой суверенной модели есть серьезный барьер – отсутствие инфраструктуры для проведения доклинических испытаний и первой фазы клинических испытаний. И если с первой фазой не все так плохо – в стране есть хороший набор клинических центров, то с доклиникой много вопросов. Создавать свои лаборатории и проводить “апскейл” работу стартапы самостоятельно не могут, а большая фарма в свои лаборатории такие проекты не берет. Производств коротких циклов, где можно было бы получить небольшие партии препаратов, в стране также нет», – сообщил Кирилл Каем.
Инвестор в конечном итоге упирается в те же вопросы, как и само государство и институты господдержки. Такие инструменты подключаются только со второй фазы клинических испытаний, добавил спикер. «Таким образом, в этой схеме не хватает именно соответствующей инфраструктуры, ее необходимо создавать и делить на всю экосистему, а не на конкретного производителя. Если мы хотим достигнуть технологического суверенитета в фармацевтике, этот вопрос необходимо решать», – подчеркнул Кирилл Каем.