©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Физкультура в школе должна стать персонифицированной

К такому выводу пришли учёные, изучив биоэлектрическую активность головного мозга у подростков с разным типом регуляции организма. В исследовании участвовали специалисты Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Московской государственной академии физической культуры и Тольяттинского государственного университета (ТГУ).

Школьники сейчас испытывают стресс из-за большой загруженности в школе. В возрасте 10-12 лет наблюдается интенсивный рост и развитие всего организма, перестраиваются гормональная, кровеносная и костно-мышечная системы, в связи с чем в организме ребёнка возможны дизрегуляторные проявления, то есть, признаки нарушения регуляции какой-либо функции или системы, – говорит Виктор Горелик, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта Тольяттинского госуниверситета. – Например, не соответствующая возможностям организма физическая нагрузка может вызвать головокружение, слабость, одышку, нарушение ритма сердца и даже обморок. Мы попытались понять, как каждый ребенок реагирует на занятия физкультурой, чтобы подобрать для него правильные упражнения и исключить возможность дизрегуляторных проявлений.

Для этого учёные при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) изучили «электрическую активность» мозга у школьников с разными типами вегетативной нервной системы (ВНС). Как известно, ВНС управляет автоматическими функциями в организме человека: работой сердца и сосудов, дыханием, пищеварением и т.д. В ней есть два отдела.

Симпатический активируется в стрессовых ситуациях, при физической нагрузке, когда нужно «бежать или сражаться». Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, расширяются бронхи (чтобы легче дышать), перераспределяется кровь к мышцам. Парасимпатический отдел активируется в спокойном состоянии, во время отдыха и сна, он замедляет сердцебиение, снижает кровяное давление, стимулирует пищеварение.

– У разных людей баланс между симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС может быть разным. Есть симпатотоники – это часто более энергичные, возбудимые, чувствительные к стрессу люди. Их сердце быстрее реагирует на нагрузки. Парасимпатикотоники более спокойные, расслабленные, неторопливые. Их сердце работает медленнее и лучше восстанавливается после упражнений, – отмечает Виктор Горелик. – Это не диагноз, а скорее тенденция, которая передаётся по наследству.

Но оказалось, что у детей с разным типом регуляции организма и мозг тоже работает по-разному.

– Получается, что врождённая «настройка» сердца и сосудов влияет на работу мозга. Соответственно, мозг по-разному «рулит» вегетативной нервной системой, в зависимости от этой изначальной «настройки». Это можно увидеть по ЭЭГ и по тому, как меняется ритм сердца, – подчёркивает Виктор Горелик. И если всем давать одинаковую нагрузку, то у кого-то может возникнуть «сбой» в регуляции, а это вредно для растущего организма.

Исследователи уверены: подбирать упражнения нужно индивидуально для каждого ребенка, учитывая его тип регуляции. Тогда физкультура будет укреплять здоровье, а не вредить ему.

Результаты своих экспериментов учёные опубликовали в научно-практическом медицинском рецензируемом журнале «Голова и шея». На русском и английском языках журнал публикует оригинальные клинические и экспериментальные исследования, обзоры литературы, клинические случаи по ангиохирургии, анестезиологии, дерматологии, нейрохирургии, эндокринологии и др.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Тольяттинский государственный университет"


Formula Student ТГУ: обучаем побеждать с первого курса

На Всероссийском инженерном соревновании Formula Student Russia 2025 команда Tольяттинского госуниверситета заняла третье место в общем зачете класса CV. Но, несмотря на то, что много лет Togliatti Racing Team были первыми, нынешняя победа особенно почетна и дорога команде.


В Тольяттинском госуниверситете учатся дети участников СВО

В 2025 году по специальной квоте в вуз поступили 23 таких абитуриента. В 2024 году льготой воспользовались 16 человек.


Цифровое неравенство в России выравнивается

Интернет, компьютеры, сотовая связь и всё, что принято называть цифровыми технологиями становятся доступнее для россиян, в том числе живущих в отдалённых от центра страны районах. К такому выводу пришли в Тольяттинском государственном университете на основании исследования, учитывающего данные 79 регионов РФ.


Наш артиллерийский аккорд: ВУЦ ТГУ выпустил офицеров

1 августа в Тольяттинском государственном университете состоялся 12-й торжественный выпуск курсантов Военного учебного центра (ВУЦ ТГУ). 26 офицеров-артиллеристов будут выполнять воинский долг в рядах Вооружённых сил РФ в нескольких военных округах России, а также в Генеральном штабе.


ТГУ расширяет сотрудничество с КНР

Тольяттинский государственный университет (ТГУ) посетил Генеральный Консул Китайской Народной Республики (КНР) в Казани господин Сян Бо. Визит в университет стал частью большой программы официального визита представителей КНР в Самарскую область.


Работа ПИШ ТГУ одобрена и будет расширена

В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) состоялось третье заседание Координационного совета Передовой инженерной школы «Гибридные и комбинированные технологии» (ПИШ «ГибридТех»). Представители высокотехнологичных компаний – индустриальных партнёров ПИШ «ГибридТех», включая генерального партнёра АО «АВТОВАЗ», подвели итоги работы ПИШ за 2024 год и обсудили реализацию программы развития школы в первом полугодии 2025-го.


ТГУ обеспечит АВТОВАЗу обновление парка спецоснастки

Передовая инженерная школа «Гибридные и комбинированные технологии» Тольяттинского государственного университета (ПИШ «ГибридТех» ТГУ) создаёт специализированную технологическую оснастку для итальянских и турецких линий окраски, установленных на АО «АВТОВАЗ». В инновационно-технологическом парке университета идёт работа по изготовлению подвесок и транспортировочных тележек для деталей автомобилей.