©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Физкультура в школе должна стать персонифицированной

К такому выводу пришли учёные, изучив биоэлектрическую активность головного мозга у подростков с разным типом регуляции организма. В исследовании участвовали специалисты Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Московской государственной академии физической культуры и Тольяттинского государственного университета (ТГУ).

Школьники сейчас испытывают стресс из-за большой загруженности в школе. В возрасте 10-12 лет наблюдается интенсивный рост и развитие всего организма, перестраиваются гормональная, кровеносная и костно-мышечная системы, в связи с чем в организме ребёнка возможны дизрегуляторные проявления, то есть, признаки нарушения регуляции какой-либо функции или системы, – говорит Виктор Горелик, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта Тольяттинского госуниверситета. – Например, не соответствующая возможностям организма физическая нагрузка может вызвать головокружение, слабость, одышку, нарушение ритма сердца и даже обморок. Мы попытались понять, как каждый ребенок реагирует на занятия физкультурой, чтобы подобрать для него правильные упражнения и исключить возможность дизрегуляторных проявлений.

Для этого учёные при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) изучили «электрическую активность» мозга у школьников с разными типами вегетативной нервной системы (ВНС). Как известно, ВНС управляет автоматическими функциями в организме человека: работой сердца и сосудов, дыханием, пищеварением и т.д. В ней есть два отдела.

Симпатический активируется в стрессовых ситуациях, при физической нагрузке, когда нужно «бежать или сражаться». Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, расширяются бронхи (чтобы легче дышать), перераспределяется кровь к мышцам. Парасимпатический отдел активируется в спокойном состоянии, во время отдыха и сна, он замедляет сердцебиение, снижает кровяное давление, стимулирует пищеварение.

– У разных людей баланс между симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС может быть разным. Есть симпатотоники – это часто более энергичные, возбудимые, чувствительные к стрессу люди. Их сердце быстрее реагирует на нагрузки. Парасимпатикотоники более спокойные, расслабленные, неторопливые. Их сердце работает медленнее и лучше восстанавливается после упражнений, – отмечает Виктор Горелик. – Это не диагноз, а скорее тенденция, которая передаётся по наследству.

Но оказалось, что у детей с разным типом регуляции организма и мозг тоже работает по-разному.

– Получается, что врождённая «настройка» сердца и сосудов влияет на работу мозга. Соответственно, мозг по-разному «рулит» вегетативной нервной системой, в зависимости от этой изначальной «настройки». Это можно увидеть по ЭЭГ и по тому, как меняется ритм сердца, – подчёркивает Виктор Горелик. И если всем давать одинаковую нагрузку, то у кого-то может возникнуть «сбой» в регуляции, а это вредно для растущего организма.

Исследователи уверены: подбирать упражнения нужно индивидуально для каждого ребенка, учитывая его тип регуляции. Тогда физкультура будет укреплять здоровье, а не вредить ему.

Результаты своих экспериментов учёные опубликовали в научно-практическом медицинском рецензируемом журнале «Голова и шея». На русском и английском языках журнал публикует оригинальные клинические и экспериментальные исследования, обзоры литературы, клинические случаи по ангиохирургии, анестезиологии, дерматологии, нейрохирургии, эндокринологии и др.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Тольяттинский государственный университет"


Тольяттинские учёные помогут искать нефть в Арктике

В Тольяттинском госуниверситете (ТГУ) разрабатывают сейсмоисточник для поиска и разведки нефти и газа в условиях морских шельфов Арктики. Это будет первый импульсный сейсмоисточник для работы в арктической зоне. Его тестирование идёт пока в лабораторных условиях. Экспериментальный образец появится осенью текущего года.


ТГУ помогает: в зону СВО едут новые мотоциклы

Военный учебный центр Тольяттинского государственного университета (ВУЦ ТГУ) отправил военнослужащим, участвующим в специальной военной операции (СВО), очередную партию гуманитарной помощи. В неё вошли два мотоцикла, бензопилы и ГСМ к ним.


В ТГУ лучшее в России инклюзивное образование

Тольяттинский государственный университет стал победителем Всероссийского конкурса лучших практик в сфере образования «Эффективность и устойчивое развитие 2025». Проект ТГУ «Адаптивная модель инклюзивного онлайн-обучения» занял первое место в номинации «Инклюзивное образование: лучшая практика».


В ТГУ применили ИИ для повышения надёжности энергосистем

Аспирант Евгений Марков из Тольяттинского государственного университета (ТГУ) разработал методику на основе искусственного интеллекта (ИИ) для точной диагностики дефектов силовых масляных трансформаторов. Её уже применяет в работе компания «Тольяттинский трансформатор».


ТГУ соберёт специалистов по цифровизации со всей страны

В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) состоится стратегическая сессия «Информационные системы и данные вузов: как выстроить единую архитектуру интеграции».


«ГибридТех» ТГУ: 2 новых производства и свыше 800 студентов

Тольяттинский государственный университет (ТГУ) представил в Москве первые итоги работы Передовой инженерной школы «Гибридные и комбинированные технологии» (ПИШ «ГибридТех») Совету по грантам на оказание государственной поддержки ПИШ. Сопредседатели Совета – министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков и министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов.


ТГУ поможет научно-технологическому развитию Самарской области

Ректора Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Михаила Криштала включили в состав нового Совета при губернаторе Самарской области по науке и высшему образованию. Возглавил Совет губернатор региона Вячеслав Федорищев.