©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Физкультура в школе должна стать персонифицированной

К такому выводу пришли учёные, изучив биоэлектрическую активность головного мозга у подростков с разным типом регуляции организма. В исследовании участвовали специалисты Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Московской государственной академии физической культуры и Тольяттинского государственного университета (ТГУ).

Школьники сейчас испытывают стресс из-за большой загруженности в школе. В возрасте 10-12 лет наблюдается интенсивный рост и развитие всего организма, перестраиваются гормональная, кровеносная и костно-мышечная системы, в связи с чем в организме ребёнка возможны дизрегуляторные проявления, то есть, признаки нарушения регуляции какой-либо функции или системы, – говорит Виктор Горелик, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта Тольяттинского госуниверситета. – Например, не соответствующая возможностям организма физическая нагрузка может вызвать головокружение, слабость, одышку, нарушение ритма сердца и даже обморок. Мы попытались понять, как каждый ребенок реагирует на занятия физкультурой, чтобы подобрать для него правильные упражнения и исключить возможность дизрегуляторных проявлений.

Для этого учёные при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) изучили «электрическую активность» мозга у школьников с разными типами вегетативной нервной системы (ВНС). Как известно, ВНС управляет автоматическими функциями в организме человека: работой сердца и сосудов, дыханием, пищеварением и т.д. В ней есть два отдела.

Симпатический активируется в стрессовых ситуациях, при физической нагрузке, когда нужно «бежать или сражаться». Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, расширяются бронхи (чтобы легче дышать), перераспределяется кровь к мышцам. Парасимпатический отдел активируется в спокойном состоянии, во время отдыха и сна, он замедляет сердцебиение, снижает кровяное давление, стимулирует пищеварение.

– У разных людей баланс между симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС может быть разным. Есть симпатотоники – это часто более энергичные, возбудимые, чувствительные к стрессу люди. Их сердце быстрее реагирует на нагрузки. Парасимпатикотоники более спокойные, расслабленные, неторопливые. Их сердце работает медленнее и лучше восстанавливается после упражнений, – отмечает Виктор Горелик. – Это не диагноз, а скорее тенденция, которая передаётся по наследству.

Но оказалось, что у детей с разным типом регуляции организма и мозг тоже работает по-разному.

– Получается, что врождённая «настройка» сердца и сосудов влияет на работу мозга. Соответственно, мозг по-разному «рулит» вегетативной нервной системой, в зависимости от этой изначальной «настройки». Это можно увидеть по ЭЭГ и по тому, как меняется ритм сердца, – подчёркивает Виктор Горелик. И если всем давать одинаковую нагрузку, то у кого-то может возникнуть «сбой» в регуляции, а это вредно для растущего организма.

Исследователи уверены: подбирать упражнения нужно индивидуально для каждого ребенка, учитывая его тип регуляции. Тогда физкультура будет укреплять здоровье, а не вредить ему.

Результаты своих экспериментов учёные опубликовали в научно-практическом медицинском рецензируемом журнале «Голова и шея». На русском и английском языках журнал публикует оригинальные клинические и экспериментальные исследования, обзоры литературы, клинические случаи по ангиохирургии, анестезиологии, дерматологии, нейрохирургии, эндокринологии и др.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Тольяттинский государственный университет"


В ТГУ разработан метод защиты силовых трансформаторов

Учёные Тольяттинского государственного университета (ТГУ) предложили систему мониторинга и защиты силовых трансформаторов для предотвращения аварий и повышения надёжности электрических сетей.


Учёный ТГУ cвязал степень тяжести пневмонии с формой носа

Исследователь из Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Александр Ишматов выяснил, что форма носа влияет на тяжесть протекания пневмонии и других заболеваний дыхательных путей. Анализируя статистику, он пришёл к выводу, что предрасположенность к частым респираторным болезням связана не только с генетикой, иммунитетом или социальными условиями, но во многом зависит именно от анатомии носа.


ТГУ приступает к созданию «Питона»

Тольяттинский государственный университет (ТГУ) займётся разработкой комплексного гидрологического зонда (КГЗ) «Питон» – на эти цели вуз получит 162,5 млн рублей федерального бюджета как один из победителей конкурса, направленного на обновление отечественной приборной базы гражданского назначения.


В ТГУ создают 3D-принтер для металлических изделий

Учёные и студенты Тольяттинского государственного университета (ТГУ) разрабатывают технологию, которая позволит «печатать» сложные детали для авиации, машиностроения и судостроения, что существенно снизит затраты на их производство. Проект реализуется на базе передовой инженерной школы «Гибридные и комбинированные технологии» (ПИШ «ГибридТех») ТГУ и уже получил патенты на изобретение – то есть официальное подтверждение новизны и полезности изобретения.


«Радость труда» стала «Проектом России»

Центр урбанистики и центр креативных индустрий Тольяттинского госуниверситета (ТГУ) вошли в шорт-лист премии «Проект Россия» с проектом восстановления стелы-панно «Радость труда». Фото фрагмента мозаичного полотна стелы также попало на первую обложку альманаха «100 лучших проектов России 2023–2025», который выпущен к 30-летию журнала по архитектуре, градостроительству, строительным технологиям и дизайну «Проект Россия».


В ТГУ разработали систему ранней диагностики ХОБЛ

Международная группа учёных разработала метод диагностики хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) на ранней стадии. В создании метода участвовали специалисты из Индии, Йемена и России.


В новую книгу о супергероях вошли иллюстрации дизайнеров ТГУ

В Доме учёных Тольяттинского государственного университета (ТГУ) состоялась презентация сборника фантастических рассказов «Русский герой. Тольятти». В работе над книгой участвовали студенты центра дизайна ТГУ.