©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Физкультура в школе должна стать персонифицированной

К такому выводу пришли учёные, изучив биоэлектрическую активность головного мозга у подростков с разным типом регуляции организма. В исследовании участвовали специалисты Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы, Московской государственной академии физической культуры и Тольяттинского государственного университета (ТГУ).

Школьники сейчас испытывают стресс из-за большой загруженности в школе. В возрасте 10-12 лет наблюдается интенсивный рост и развитие всего организма, перестраиваются гормональная, кровеносная и костно-мышечная системы, в связи с чем в организме ребёнка возможны дизрегуляторные проявления, то есть, признаки нарушения регуляции какой-либо функции или системы, – говорит Виктор Горелик, доцент кафедры адаптивной физической культуры, спорта и туризма института физической культуры и спорта Тольяттинского госуниверситета. – Например, не соответствующая возможностям организма физическая нагрузка может вызвать головокружение, слабость, одышку, нарушение ритма сердца и даже обморок. Мы попытались понять, как каждый ребенок реагирует на занятия физкультурой, чтобы подобрать для него правильные упражнения и исключить возможность дизрегуляторных проявлений.

Для этого учёные при помощи электроэнцефалограммы (ЭЭГ) изучили «электрическую активность» мозга у школьников с разными типами вегетативной нервной системы (ВНС). Как известно, ВНС управляет автоматическими функциями в организме человека: работой сердца и сосудов, дыханием, пищеварением и т.д. В ней есть два отдела.

Симпатический активируется в стрессовых ситуациях, при физической нагрузке, когда нужно «бежать или сражаться». Учащается сердцебиение, повышается кровяное давление, расширяются бронхи (чтобы легче дышать), перераспределяется кровь к мышцам. Парасимпатический отдел активируется в спокойном состоянии, во время отдыха и сна, он замедляет сердцебиение, снижает кровяное давление, стимулирует пищеварение.

– У разных людей баланс между симпатическим и парасимпатическим отделами ВНС может быть разным. Есть симпатотоники – это часто более энергичные, возбудимые, чувствительные к стрессу люди. Их сердце быстрее реагирует на нагрузки. Парасимпатикотоники более спокойные, расслабленные, неторопливые. Их сердце работает медленнее и лучше восстанавливается после упражнений, – отмечает Виктор Горелик. – Это не диагноз, а скорее тенденция, которая передаётся по наследству.

Но оказалось, что у детей с разным типом регуляции организма и мозг тоже работает по-разному.

– Получается, что врождённая «настройка» сердца и сосудов влияет на работу мозга. Соответственно, мозг по-разному «рулит» вегетативной нервной системой, в зависимости от этой изначальной «настройки». Это можно увидеть по ЭЭГ и по тому, как меняется ритм сердца, – подчёркивает Виктор Горелик. И если всем давать одинаковую нагрузку, то у кого-то может возникнуть «сбой» в регуляции, а это вредно для растущего организма.

Исследователи уверены: подбирать упражнения нужно индивидуально для каждого ребенка, учитывая его тип регуляции. Тогда физкультура будет укреплять здоровье, а не вредить ему.

Результаты своих экспериментов учёные опубликовали в научно-практическом медицинском рецензируемом журнале «Голова и шея». На русском и английском языках журнал публикует оригинальные клинические и экспериментальные исследования, обзоры литературы, клинические случаи по ангиохирургии, анестезиологии, дерматологии, нейрохирургии, эндокринологии и др.

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования "Тольяттинский государственный университет"


Из отходов – в доходы: в ТГУ нашли применение шелухе гороха

Отходы сельскохозяйственного производства, традиционно загрязняющие окружающую среду, могут быть превращены в ценные ресурсы, способные принести тройную выгоду – для экологии, экономики и общества. Профессор института инженерной и экологической безопасности Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Наталья Шелепина представила комплексную модель переработки гороховых отходов в рамках концепции «экономики замкнутого цикла».


В ПИШ ТГУ усовершенствовали процесс сварки алюминия

Молодой исследователь Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Дмитрий Советкин успешно защитил кандидатскую диссертацию, представив новую технологию сварки алюминиевых конструкций. Его работа не только решает давнюю промышленную проблему, но и открывает путь к значительной экономии без потери качества.


ТГУ импортозаместил оборудование для поставщика АВТОВАЗа

В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) разработали уникальную установку для испытаний пластмассовых топливных баков. Работы выполнены совместно с компанией-заказчиком «ДИПО» – ведущим российским производителем топливных систем.


ТГУ в обновлённом «Приоритете»

Совет по поддержке программ развития университетов подтвердил статус Тольяттинского государственного университета (ТГУ) как участника программы «Приоритет-2030»: ТГУ вошёл в число вузов, которые в 2026 году получат грант на дальнейшее развитие. Такое решение было принято по итогам отчёта команды университета под руководством ректора Михаила Криштала о результатах деятельности за 2025 год.


Коллективный разум против болезни Альцгеймера

Международная группа ученых разработала платформу BCFTL для ранней диагностики заболевания, позволяющую больницам использовать коллективный опыт без передачи конфиденциальных данных пациентов.


В ТГУ упростили получение важных лекарственных молекул

Химики Тольяттинского государственного университета (ТГУ) разработали новый метод синтеза пиразолов и пиразолинов. Эти соединения являются ключевыми компонентами многих современных лекарств, используемых, например, в борьбе с раком или СПИДом. Особенность подхода в возможности «управления» процессом синтеза путём изменения пропорций реагентов, что позволяет получать различные типы соединений с высокой селективностью.


В ТГУ создали «молекулярный конструктор» для сборки лекарств

Исследователи Тольяттинского государственного университета (ТГУ) разработали революционный метод синтеза органических молекул, напоминающий сборку детского конструктора. Этот подход открывает новые возможности для быстрого и эффективного создания перспективных лекарственных препаратов.