Турбулентность тарифов в международной логистике
Эксперт MOVERS GROUP Евгений Сталь делится мнением об изменении тарифов в международной логистике, перестройке рынка, геополитике и перспективах в сфере перевозок.
Смена игроков
За последние годы тарифы выросли почти в два раза, и это связано с инфляцией по всему миру. До 2019 г. стоимость морской перевозки из Китая на Дальний Восток составляла менее 1000$, но к сегодняшнему дню она выросла до 1600–1900$.
В российском направлении за последние несколько лет рынок полностью перекроился. Ушли ключевые перевозчики. Это дало отличный шанс для российских, китайских линий и прочих линий Северо-Восточной Азии. Также это стало плюсом для собственных производителей.
С другой стороны, на рынок вышли не совсем опытные и надёжные игроки. И мы уже видели несколько крупных банкротств, когда в погоне за низкими ценами компании не справлялись с нагрузкой.
Несмотря на скачки цен, сезонные особенности оставались стабильными. На первый квартал всегда влияет Китайский Новый Год. Пока он идет, тарифы сильно просаживаются. Это отличное время для импортёров, чтобы закупать фрахт, дёшево везти грузы. И ещё где-то 1,5 месяца, пока Китай не раскачался, тарифы низкие. Потом деловая активность повышается, и цены начинают расти.
Конкуренция морских терминалов
В России, если говорить про вход морского транспорта, есть три ключевых точки: Дальний Восток, Новороссийск и Санкт-Петербург. В Петербурге, например, наличие морских терминалов в изобилии. С началом СВО и введения санкций он сильно просел с точки зрения грузооборота. Соответственно, и тарифы не росли, где-то даже снижались, терминалы пытались бороться за своих клиентов, за судозаходы.
Что касается Новороссийска, ситуация обратная. Тарифы только росли, потому что через этот порт стала активно использоваться Турция. Плюс Новороссийск традиционно является продуктовым портом, овощи, фрукты продолжают идти через него.
На Дальний Восток тоже пошли усиленные потоки, хотя портовые мощности не были готовы к такому резкому увеличению.
Короткий путь
Рынок перевозок очень зависим от геополитики, тарифной политики государств, от различных форс-мажоров: пандемий, войн. Турбулентность всегда влияет на рост цен, но этот рост волнообразный. Так, в период СВО перестают работать некоторые, уже сделавшие себе историю, игроки, уходят из России, уходят с определенных направлений.
Соответственно, на этих направлениях появляется дефицит, и его пытаются заполнить нишевые перевозчики. С меньшими оборотами и объёмами, без достаточного количества мощностей и оборудования. И, конечно, рост цен становится очень динамичным.
А куда ушли прежние крупные игроки, например, судоходные линии (Maersk, COSCO)? Они перенаправили свои мощности. Такую тенденцию мы видим внутри наиболее популярных направлений, таких как Европа, Азия, где ставки за перевозку пошли вниз из-за вливания новых транспортных средств.
В связи с этим мы, как логисты, должны не забывать золотое правило о том, что не всегда самый короткий путь является самым дешёвым и быстрым, даже если смотреть по карте.
Новый мир
Санкции и изменения торгового баланса между государствами затронули компании, которые годами выстраивали свои автопарки с учётом сложившейся практики. То есть, примерно понимали, какое количество экспорта в какие страны уходит. Когда всё в один момент вдруг перенаправляется по новым маршрутам, экспорт падает. И это очень сильно влияет на цены, потому что возникает точечный дефицит в определённых направлениях и сферах. Есть же и наливные, и насыпные грузы, большое количество оборудования было в свое время под них закуплено.
Также многие перевозчики в международной логистике не являются российскими. А мы сейчас столкнулись с ограничениями в платежах, и это влияет на добавочную стоимость. Заплатить стало сложно и дорого, поэтому мы видим рост цены за фрахт от 3 до 10 %.
Чувствуются инфраструктурные ограничения – старение портов, износ парка железнодорожного подвижного состава. Чтобы построить огромный современный терминал с перерабатывающими мощностями или обновить текущий, нужна стабильность и значительные инвестиции.
Долгосрочная перспектива
В ближайшее время мы ожидаем рост цен из-за инфляции и геополитических факторов, но в долгосрочной перспективе какая-то оптимизация всё же произойдет.
На логистику зачастую влияет цена на нефть и в целом деловая активность. Если предположить, что торговые войны усиливаются, продолжают развиваться изоляционистские настроения, то уменьшаются объёмы международной торговли. Когда цена на нефть падает - падает топливо. Уменьшение спроса на транспорт также снижает цену. Освоение новых маршрутов, северных морских путей, оптимизация технологий, например, беспилотные автомобили, развитие атомного флота — всё это работает на снижение ставок.