Проректор АлтГПУ Олеся Воронушкина на окружном совещании «Национальная система высшего образования: новое нормативное регулирование»
126 ректоров и проректоров из 73 университетов Сибирского федерального округа обсудили перспективы внедрения новой модели высшего образования.
Обсуждение процессов пересборки внутренних систем в вузах прошло по инициативе Минобрнауки РФ на окружном совещании «Национальная система высшего образования: новое нормативное регулирование» на базе Томского государственного университета.
Алтайский педагогический университет представила проректор по образовательной деятельности Олеся Воронушкина.
Программа включала пленарные заседания, экспертные выступления от пяти участников «пилота» и работу в группах.
На пленарном заседании выступил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. Глава Минобрнауки отметил, что основными предпосылками перехода к новой модели высшего образования стали новый технологический уклад, обозначенная президентом цель по достижению технологического лидерства, кардинальные изменения на рынке труда, а также накопившиеся противоречия в системе высшего образования.
«В течение двух дней руководство вузов активно обсуждало вопросы совершенствования системы высшего образования, содержание социогуманитарного ядра, фундаментальной и профессиональной частей ОПОП, кадровую политику и инструменты активного вовлечения работодателей в разработку и реализацию новых образовательных программ. Перед всеми университетами сейчас стоит задача постепенной адаптации своей работы под особенности новой модели», – подчеркнула Олеся Воронушкина.
Напомним, отправной точкой преобразований стало Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию в 2023 году, в котором глава государства отметил, что в высшей школе назрели существенные изменения. «Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий», – подчеркнул Президент. От советской системы новая модель возьмет фундаментальность, от системы высшего образования последних десятилетий – мобильность, гибкость, вариативность программ.
Одной из важнейших задач в рамках новой модели становится уход от противопоставления бакалавриата и специалитета, переход к понятию высшего образования как отдельного самодостаточного уровня профессионального образования с разными сроками обучения (от 4 до 6 лет в зависимости от сложности программ и потребностей рынка труда).
Сущностными характеристиками новой модели высшего образования должны стать: целостность и достаточность для выхода на рынок труда без «доучивания» в магистратуре, фундаментальность, вариативность и практикоориентированность программ. Кроме того, новым элементом модели станет общее социогуманитарное ядро, которое заключается в единой для всех вузов концепции преподавания социально-гуманитарных дисциплин.
Магистратуру предлагается выделить в отдельный уровень профессионального образования наряду с ординатурой, ассистентурой и ветеринарной интернатурой. В рамках новой модели предполагается три типа магистратуры: исследовательская, профессиональная, управленческая.
Будет также пересмотрен существующий перечень специальностей, чтобы исключить дублирование и дополнить его новыми актуальными программами. Для лучшей связки между университетами и рынком труда планируется пересобрать структуру федеральных учебно-методических объединений (ФУМО).
«ФУМО должны стать аналитическими и мозговыми центрами, которые говорили бы университетам и регулятору, какие программы необходимо скорректировать, какие – убрать или добавить», – уточнил Валерий Фальков.