ТГУ – участник марафона цифровых кафедр
22 марта прошла презентация цифровой кафедры Тольяттинского государственного университета, которая была открыта в сентябре 2022 года.
Проект «Цифровые кафедры» – часть федерального проекта «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», который, в свою очередь, входит в нацпрограмму «Цифровая экономика Российской Федерации». Его задача – обеспечить приоритетные отрасли экономики высококвалифицированными кадрами, обладающими цифровыми компетенциями. Организатор – АНО ВО «Университет Иннополис» при поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и ФГАНУ «Социоцентр».
Тольяттинский университет (ТГУ), как и 111 вузов России, поддержал идею открытия цифровой кафедры. С этого учебного года студенты-очники ТГУ не IT-направлений могут бесплатно получить вторую специальность в сфере информационных технологий (IT) и освоить компетенции в области искусственного интеллекта, разработки информационных систем, веб-игр и др.
Цифровая кафедра Тольяттинского госуниверситета работает на базе института дополнительного образования «Жигулёвская долина». Её возглавляет Оксана Гущина, заведующий кафедры «Прикладная математика и информатика» института математики, физики и информационных технологий ТГУ.
– Цифровая кафедра в ТГУ бесплатно обучает студентов по программе дополнительного профессионального образования «Web-разработчик полного цикла». Это курс для тех, кто хочет с нуля изучить возможности языка программирования Python для создания веб-приложений. Освоить новую специальность изъявили желание 560 студентов ТГУ, – рассказала Оксана Гущина. – Срок обучения – 15 месяцев. После успешной защиты итогового проекта студент получит диплом о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации.
О промежуточных результатах работы проекта вузы-участники рассказывают в рамках «Марафона цифровых кафедр», который стартовал 13 марта 2023 года. Презентацию своей цифровой кафедры Тольяттинский госуниверситет представил 22 марта на площадке Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, где в очно-дистанционном формате выступили 13 университетов-участников проекта Приволжского федерального округа.
– Анализ результатов текущего этапа обучения показывает, что многие студенты с интересом посещают занятия, решают предложенные кейсы. Многие говорят, что знаний, которые они уже получили, хватает, чтобы грамотно сформулировать техническое задание. И в случае необходимости наши студенты уже не бегут искать айтишника, а сами стараются решить возникшую проблему, – отметила Оксана Гущина.
Она подчеркнула, что при работе со студентами специалисты проекта «Цифровая кафедра» проводят полномасштабный сбор и анализ цифрового следа, который используется для построения адаптивной модели дистанционного онлайн-обучения. Технологии анализа больших данных и анализа цифрового следа студентов и преподавателей позволят в дальнейшем предложить новые идеи по привлечению обучающихся и возможные корректировки самого подхода к обучению.
Студенты цифровой кафедры проходят обязательную стажировку в индустриальных и ИТ-компаниях. В проекте принимают участие партнёры ТГУ: ООО «Видеосреда», ООО «Квартплата 24», Учебный центр Netcracker, ООО «ПрограмМастер», ООО «Тольятти-Софт», ООО «Центр автоматизации бизнес-систем» и ООО «Холмонт Бизнес Решения».
– Это компании реального IT-сектора, которые для полного качественного подхода к обучению предлагают студентам пробовать не просто изучать, а реализовывать свои навыки на реальных ИТ-кейсах, – поясняет Оксана Гущина. – В будущем для обеспечения широкого спектра стажировки мы также планируем привлечь и другие компании, которые хотели бы видеть цифровые решения от своих будущих специалистов.
После запуска проекта «Цифровые кафедры» ТГУ получил свыше полутора тысяч заявок от студентов платформы онлайн-обучения «Росдистант», которые также пожелали освоить новую специальность. Поэтому вуз обратился к организаторам с просьбой рассмотреть возможность включения в проект не только студентов очной формы обучения, но и заочников.