Работа ПИШ ТГУ одобрена и будет расширена
В Тольяттинском государственном университете (ТГУ) состоялось третье заседание Координационного совета Передовой инженерной школы «Гибридные и комбинированные технологии» (ПИШ «ГибридТех»). Представители высокотехнологичных компаний – индустриальных партнёров ПИШ «ГибридТех», включая генерального партнёра АО «АВТОВАЗ», подвели итоги работы ПИШ за 2024 год и обсудили реализацию программы развития школы в первом полугодии 2025-го.
Директор ПИШ «ГибридТех» Александр Селиванов сообщил, что в 2024 году Передовой инженерной школой ТГУ выполнены все 12 заявленных показателей, в том числе по количеству разработанных программ опережающей подготовки и созданным специальным образовательным пространствам. Под образовательную модель ПИШ актуализированы 22 программы института машиностроения, 4 программы высшего образования и 3 программы повышения квалификации. В общей сложности на этих программах обучались более 800 студентов и более 200 слушателей, в том числе 42 инженера АО «АВТОВАЗ». До 2030 года будет запущено 18 образовательных программ. В частности, магистерские программы по полимерным материалам и технологиям запускаются в этом году впервые в Самарской области, отметил директор ПИШ.
Введён в эксплуатацию оснащённый современным оборудованием инновационно-технологический парк, где в 2024 году начато серийное производство по двум наукоёмким проектам – высокотехнологичных ультразвуковых комплексов сварки и изделий медицинского назначения из магниевых сплавов для эндопротезирования. Производства открыты по заказам индустриальных партнёров ПИШ – АО «АВТОВАЗ» и ООО «МЕДТЭК», технологии разработаны в ТГУ и с участием студентов университета. Всего в программе исследований и разработок ПИШ сегодня порядка 50 проектов, в том числе и научно-исследовательские проекты, которые финансирует университет. Так, например, силами и на оборудовании ТГУ спроектированы и производятся окрасочные подвески и тележки для них на линии окраски АО «АВТОВАЗ».
– Также по заказу КАМАЗа выполнена разработка конструкторской документации тормоза усилителя для проекта КАМАЗ-54901 с последующей адаптацией и валидацией на весь модельный ряд автопроизводителя, – отметил Александр Селиванов. – В этом году мы намерены изготовить опытный образец и в партнёрстве с нашим индустриальным партнёром компании «Супер-авто» по проекту реинжиниринга 5- и 6-ступенчатой коробки передач. Планируем изготовить уже в ближайшие месяцы, затем отработать эту технологию на нашем участке.
Сейчас в работе у ПИШ находится 15 крупных тем НИОКР по автоматизации и роботизации производства. По словам Александра Селиванова, в августе будет сделана декомпозиция этих тем на проекты (8-10 проектов на 1 НИОКР), затем под эти проекты будут сформированы студенческие команды – и они с первых курсов будут их вести, контактируя с заказчиками, проходя практику и стажировку на конкретных производствах, обучаясь по программам «сквозной» инженерной подготовки и к моменту выпуска становясь полностью готовыми к трудоустройству без традиционного «адаптационного переучивания» на производстве.
Координационный совет единогласно одобрил результаты деятельности ПИШ «ГибридТех» в 2024 году и первом полугодии 2025-го, а также план развития до конца текущего года.
– Несомненным достижением прошлого года является то, что мы отработали методологию проектно-ориентированной подготовки студентов. Это очень важно, потому что подготовка квалифицированных специалистов, соответствующих современным требованиям – основная задача ПИШ. А чтобы это было действительно ориентировано, очень важно подобрать те кейсы, над которыми будем работать. И вторым самым большим достижением прошедшего года я считаю то, что нам удалось выстроить стратегическую схему, которую мы можем масштабировать и развивать дальше, – сказал главный конструктор АО «АВТОВАЗ», научный руководитель ПИШ «ГибридТех» Сергей Аманов. – Мы определили два основных драйвера развития. Первое – это те технические направления, над которыми будем работать. И второе – как мы будем интегрировать выпускников Тольяттинского государственного университета в рамках ПИШ в эту деятельность. Чтобы готовить специалистов, которые будут целенаправленно вовлечены в проектную деятельность и понимать потребности Волжского автомобильного завода.
Сергей Аманов также отметил, что качество выпускников как специалистов по сравнению с прошлым годом повысилось, но есть ещё над чем работать.
– Это уже третье заседание совета, и могу сказать, что раньше они проходили, может быть, более напряжённо. Потому что наши коллеги, индустриальные партнёры, ещё не чувствовали, как будет работать Передовая инженерная школа и что она даст. Была вообще настороженность по отношению к самому проекту, – прокомментировал результаты Координационного совета ректор ТГУ Михаил Криштал. – После доклада директора ПИШ все партнёры стали подтверждать успехи сделанного, подтверждать, что действительно это интересно и нужно продолжать дальше. Так же реагировали и министр науки и высшего образования РФ, и заместитель министра, когда посещали недавно наш технопарк, Передовую инженерную школу – то есть чувствуется какое-то единодушие в положительной оценке динамики движения. С другой стороны, мы понимаем, что тут нельзя почивать на лаврах.
Федеральный проект «Передовые инженерные школы» стартовал в 2022 году. Он направлен на подготовку квалифицированных инженерных кадров для высокотехнологичных отраслей экономики. По итогам конкурсного отбора в 2023 году Тольяттинский государственный университет вошёл в число 50 вузов-участников проекта. В основе образовательной модели ПИШ – ранняя специализация и погружение обучающихся в реальную производственную среду: за весь период обучения предусмотрены производственное обучение в технопарке ТГУ, участие в нескольких проектах по заказу высокотехнологичных партнёров, а также практика и внеучебная стажировка на их базе.