Российско-таджикским школам, созданным при содействии АлтГПУ, один год
17 августа состоялось совещание под председательством заместителя Министра просвещения Российской Федерации Дениса Евгеньевича Грибова и сопредседательством Первого заместителя Министра образования и науки Республики Таджикистан Джамшеда Хабибулло Джуразода, которое было посвящено подведению итогов первого года работы совместных российско-таджикских школ. В совещании приняли участи директора пяти российско-таджикских школ, открытых в городах Душанбе, Турсунзаде, Бохтаре, Худжанде и Кулябе Республики Таджикистан, ректор Алтайского государственного педагогического университета Ирина Рудольфовна Лазаренко, руководители Департамента международного сотрудничества и связей с общественностью Минпросвещения России, представители министерства образования и науки Республики Таджикистан.
Напомним, что в 2022 году наш педуниверситет осуществлял полное организационно-методическое сопровождение ввода в эксплуатацию российско-таджикских школ: вел работу по разработке локальной нормативной документации, образовательных программ, по подбору педагогических и руководящих кадров из Российской Федерации, контролировал ход выполнения строительных работ, оказывал содействие в лицензировании и государственной аккредитации школ. В трёх школах директорами являются представители Российской Федерации, они выпускники Алтайского государственного педагогического университета – Владимир Викторович Гудков (директор школы в г. Дущанбе), Марина Михайловна Бендрикова (директор школы в г. Турсунзаде), Евгений Александрович Ласица (директор школы в г. Бохтаре). Все руководящие и педагогические работники прошли повышение квалификации в нашем педагогическом университете (365 педагогических и руководящих работников по 18 программам повышения квалификации и 1 программе профессиональной переподготовки), в том числе главные бухгалтера. Курсы проходили исключительно в очной форме как в Российской Федерации (директора, учителя физики и информатики), так и в Республике Таджикистан с выездом российских преподавателей. В проекте по сопровождению российско-таджикских школ в 2022 году приняли участие 153 исполнителя – физических лица, из которых 113 являются работниками Алтайского государственного педагогического университета.
Университет и в 2023 году осуществляет методическое сопровождение деятельности школ. Об этом на совещании рассказала ректор университета Ирина Рудольфовна Лазаренко. Одной из основных тем текущего года стало выстраивание системы методического сопровождения педагогических работников таджикских школ, центрами которой стали наши российско-таджикские школы. В Душанбе, Турсунзаде, Бохтаре, Худжанде и Кулябе организована работа методических объединений не менее чем по 7 направлениям. Заседания проходят в формате единого методического дня в муниципальном образовании. В работу объединений вовлечено 727 таджикских учителей и учителя из проекта «Российский учитель за рубежом».
Наиболее активно в этом направлении работает школа в Турсунзаде. На базе школы работают 10 методических объединений. Уже в первом едином методическом дне приняло участие 159 педагогических работников из 32 образовательных учреждений. Работа методобъединений будет продолжена не только до конца 2023-го и в дальнейшие годы.
В текущем году продолжается и повышение квалификации педагогов российско-таджикских школ. Все курсы проводятся в очном формате. За первое полугодие реализовано 5 программ, их прошли 350 педагогических и руководящих работников совместных российско-таджикских школ. Тематика курсов – подготовка к ОГЭ по русскому языку и математике, работа с детьми с ОВЗ, классное руководство и работа педагогов-психологов.
Содержание работы по методическому сопровождению российско-таджикских школ до конца 2023 года очень насыщено: предстоят курсы повышения квалификации учителей по подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ по литературе, химии, информатике, английскому языку, обществознанию, биологии, географии, истории, физике. Планируется подготовка организаторов и экспертов ОГЭ, поскольку на базе каждой из 5 школ запланировано создание пункта проведения экзаменов (ППЭ). Уже осуществляется постоянное консультирование по созданию ППЭ, оснащению видеонаблюдением.
Итоги комплексной работы по продвижению русского языка, сопровождению российско-таджикских школ планируется подвести на Международном форуме «Русский язык – мост дружбы России и Таджикистана», посвященном Году русского языка в Республике Таджикистан, который запланировано провести 2-3 ноября в городе Худжанде на базе российско-таджикской школы имени А.П. Чехова.
Также по поручению Министерства просвещения Российской Федерации в текущем году сделаны первые наборы студентов бакалавриата и магистратуры по направлению «Русская филология в зарубежных странах», то есть учителей-международников специально для работы за рубежом. В ноябре предусмотрена стажировка магистрантов в Таджикистан, которые будут работать, в том числе в российско-таджикских школах и внесут дополнительный вклад в изучение русского языка.
До конца года запланировано проведение не менее 4 заседаний методических объединений учителей, а также олимпиада по русскому языку для школьников Таджикистана. Это и другие перечисленные мероприятия планируется реализовать совместными усилиями университета и коллективов российско-таджикских школ.
Участниками совещания как с российской, так и с таджикистанской стороны дана высокая оценка работы школ за прошедший год, в чем есть большой вклад коллектива Алтайского государственного педагогического университета.
#Международка #Таджикистан #РоссийскоТаджикскиеШколы #ПедагогиРоссии #ПедвузыРФ #ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023