Александр Фертман: ученым и предпринимателем предстоит наладить конструктивный диалог, чтобы начать эффективнее коммерциализировать разработки
Сессию «Российская модель коммерциализации технологий» модерировал управляющий директор департамента научно-технологического развития Фонда Сколково Александр Фертман. Он выделил основные сложности обсуждаемой темы: недостаточная поддержка со стороны нормативной базы, вопросы оформления прав и защиты интеллектуальной собственности, а также сложности в коммуникации университетов с корпорациями и предпринимателями.
Модератор подчеркнул, что универсальных решений по коммерциализации нет. Где-то срабатывает партнерство университетов с корпорациями и бизнесом, но его тоже нужно правильно выстраивать. А где-то помогает сотрудничество, и предпринимательская составляющая в итоге помогает «докрутить» идею или разработку до продукта, сервиса, результата и экономического эффекта, отметил Александр Фертман
«Взаимодействие предпринимателя с университетом часто бывает осложнено нормативной базой. Но есть еще один важный аспект, который мешает взаимодействию — это недостаточно адекватная оценка знаний ученого и опыта, и компетенций предпринимателя. И это недопонимание надо преодолевать, налаживать конструктивный диалог. Когда в коммуникационное пространство не войти, надо выходить в пространство общей деятельности, и тогда коммуникация будет налаживаться. Универсальных решений нет, но есть наше общее желание и успешные примеры», — подытожил Александр Фертман.
Один из таких успешных кейсов — резидент Сколково компания «Моторика», которая развивает в России новую отрасль бионического протезирования. Как рассказал генеральный директор компании, председатель правления Союза «Кибатлетика» Андрей Давидюк, который также принимал участие в дискуссии, в любом партнерстве важен взаимный интерес, причем горизонт планирования окупаемости проекта должен составлять 7-10 лет. Важна также поддержка государства. «На каждый вложенный нами рубль в разных программах мы получаем рубль от государства, и это позволяет проводить фундаментальные и прикладные исследования, которые помогают быстрее найти технологию и создать продукт», — рассказал он.
В «Моторике» есть научный департамент, где работают только ученые, работа которых не окупается в моменте, а также RnD-подразделение, которое доводит разработку до продукта. Их совместная работа помогает находить коммерчески успешные решения. «Успех — это когда с обеих сторон есть люди и команды, которые ставят высокую цель и хотят добиться большого результата», — резюмировал Андрей Давидюк.