Алтайский ГАУ вошел в топ-10 Индекса читательской активности вузов
Консорциум сетевых электронных библиотек (СЭБ) опубликовал первый Индекс читательской активности вузов за 2024-2025 учебный год, в котором приняли участие 417 вузов из различных регионов России.
Итоговый индекс представлен в трех разрезах: топ-100 вузов, топ вузов по отраслям (в том числе классические, технические, аграрные, медицинские, педагогические, вузы культуры и спорта) и топ вузов по федеральным округам.
В общем топ-10 Индекса читательской активности вузов на 9 месте расположился Алтайский государственный аграрный университет с индексом 18,78. При этом в отраслевом Индексе среди аграрных вузов РФ у АГАУ 8 место.
Индекс СЭБ (индекс читательской активности вузов) — это объективный показатель, который отражает уровень вовлеченности студентов вуза в работу с учебной и научной литературой в электронном виде в проекте Консорциум СЭБ. Он рассчитывается на основе количества выдач книг (обращений к полным текстам изданий), глубины прочтения и активности каждого пользователя — независимо от размера вуза или количества студентов. Индекс формируется на основе статистики использования цифровых ресурсов Консорциума СЭБ, который включает 87 тыс. единиц учебного контента. Данные собираются исключительно из некоммерческой базы Консорциума, которая доступна всем участникам бесплатно. Это обеспечивает равные условия для всех вузов, независимо от их финансовых возможностей.
Индекс читательской активности позволяет университетам оценить эффективность образовательного процесса, сравнить свои показатели с другими и выявить точки роста. При этом ответственность за рост этого показателя лежит на всей команде вуза: преподаватели должны рекомендовать качественные источники, библиотеки — обеспечивать к ним доступ, а руководство — формировать культуру самостоятельной работы. Кстати, индекс становится особенно значимым для вузов, не попадающих в крупные рейтинги: он дает им возможность продемонстрировать качество подготовки студентов через альтернативную метрику — вовлеченность в академическое чтение.
Для абитуриентов, родителей и работодателей такой показатель служит маркером не только уровня знаний студентов, но и ключевых профессиональных компетенций: способности анализировать информацию, усидчивости и дисциплины. По сути, индекс читательской активности – это цифровой срез образовательной культуры университета, показывающий, насколько серьезно в нем относятся к фундаментальным принципам обучения. Он дополняет традиционные рейтинги, позволяя взглянуть на престиж вуза через призму его отношения к базовому инструменту обучения – чтению.