На факультете ИТ МГППУ разработан тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА
Молодые ученые факультета «Информационные технологии» Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ) разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.
Проблема объективной количественной оценки навыков командной работы стала актуальной в 60–70-е годы XX века в связи с необходимостью формирования работоспособных экипажей космических аппаратов и воздушных судов различного назначения. В то время не удалось найти удовлетворительные решения из-за отсутствия подходящих технических средств и сопутствующего математического аппарата. Степень сформированности навыков командной работы экипажей с тех пор субъективно оценивается группами специально подготовленных экспертов, что никого не устраивает.
Сейчас появились новые возможности, и студенты-магистранты факультета «Информационные технологии» МГППУ создали тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА. При создании тренажера использованы современные технологии программирования и программные средства, обеспечившие удобный интерфейс, и новый математический аппарат, опирающийся на анализ квантовых представлений деятельности в виде матриц вероятностей переходов между элементарными операциями. Полученные научные результаты опубликованы в известных журналах: «Lobachevskii Journal of Mathematics», «Экспериментальная психология» и «Моделирование и анализ данных».
Работа выполнена в рамках проекта «Технологии искусственного интеллекта для поддержки операторов БПЛА» по программе «Приоритет 2030». Полученные научные результаты опубликованы в известных журналах: «Lobachevskii Journal of Mathematics», «Экспериментальная психология» и «Моделирование и анализ данных».
Тренажер для операторов БПЛА – уже вторая разработка молодых ученых из МГППУ. В прошлом году они разработали тренажер для формирования навыков командной работы у экипажей воздушных судов.
Для отработки навыков практического применения, пилотная версия нового тренажера установлена в одном из ведущих учреждений среднего профессионального образования г. Москвы – Колледже связи №54 им. П.М. Вострухина. Среди студентов колледжа, работающих с тренажером – победители московского конкурса операторов БПЛА.
Факультет «Информационные технологии» гордится своими выпускниками и выражает Колледжу связи №54 им. П.М. Вострухина огромную благодарность за сотрудничество в успешном инновационном проекте!
Публикации по теме проекта:
Куравский, Л.С., Юрьев, Г.А., Михайловский, М.А., Несимова, А.О., Юрьева, Н.Е., Поляков, Б.Ю. (2024). Формирование навыков командной деятельности и их объективная количественная оценка на основе квантовых представлений. Экспериментальная психология, 17(2), 154–177. https://doi.org/10.17759/2024170210
Kuravsky L.S., Greshnikov I.I., Kozyrev A.D., Kosachevsky S.G., Frolova L.I., Zakharcheva A.A. A mathematical model for representing the related operator professional activities and its relevant diagnostic assessment based on the quantum representations // Lobachevskii Journal of Mathematics, 45. 2534-2551 (2024) DOI: 10.1134/S1995080224602819
Андрей Прохорцев и Ксения Шилова, выпускники факультета «Информационные технологии» МГППУ (направление подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика»), представили на защите выпускных квалификационных работ Программно-аппаратный комплекс биометрического контроля доступа с применением нейросетевых алгоритмов распознавания. Эту техническую систему они спроектировали и разработали самостоятельно.
10 июня на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоялся вебинар «Тьюторы в инклюзивном образовании: как обучать специалистов?».
3 июня в Общественной палате Российской Федерации проходила VII Всероссийская конференция «Приоритеты национального развития в лучших региональных практиках реализации Десятилетия детства».
30 мая в Зале наград Дома Правительства Российской Федерации состоялась церемония награждения победителей I Всероссийского конкурса по реализации комплексных профилактических мероприятий по формированию благоприятного социально-психологического климата «Школа#безОбид». Лучшими признаны семь общеобразовательных организаций России.
На дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» состоялся вебинар «Теории когнитивного старения». Третьякова Вера Дмитриевна, кандидат химических наук, сотрудник центра нейрокогнитивных исследований МГППУ, рассказала о современных теориях старения мозга. Доклад подготовлен совместно с Пульциной Кристиной Игоревной.
20 мая 2025 года в Российском экономическом университете им. Г.В. Плеханова состоялся V Всероссийский конгресс кафедр ЮНЕСКО, направленный на поиск инновационных подходов к международному сотрудничеству в сфере образования, науки и культуры. Мероприятие объединило представителей ведущих вузов России и мира, членов общественных организаций и сотрудников кафедр ЮНЕСКО.
Участники программы «Приоритет-2030» Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ) и Новосибирский государственный университет (НГУ) открывают двери в мир передовых исследований на стыке психологии, нейробиологии и компьютерных технологий.