«Этнопсихология: теория и практика»: подведены итоги конференции МГППУ
16–17 ноября в МГППУ проходила Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»
Основные цели проведенной конференции:
- научный обмен информацией о разработке актуальных теоретико-методологических, методических и практических проблем этнической психологии
- обсуждение задач и перспектив развития научного сотрудничества в области этнической и кросс-культурной психологии, мультикультурного подхода к психологическому консультированиюКонференция приурочена к 20-летнему юбилею кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.
В конференции приняли участие докладчики из различных городов России, а также из Беларуси, Молдовы и Индонезии. Всего для участия в конференции зарегистрировались более 500 человек.
Работа конференции велась в следующих секциях:
- Методологические, теоретические и практические проблемы этнопсихологических и кросс-культурных исследований
- Этническая психология личности
- Психология межкультурного взаимодействия: теория и практика
- Психология миграции и аккультурации
- Этнопсихология и образование
- Психологическая и культурная антропология
- Психология религии и межрелигиозного взаимодействия
- Мультикультурный подход к психологическому консультированию
- Полевая этнопсихология
- Круглый стол памяти Ольги Владимировны Хухлаевой
- Круглый стол памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко
- Мастер-классы
Докладчики и слушатели обсудили тенденции и перспективы психологических исследований полилингвального опыта; факторы академической и социо-культурной адаптации студентов-иностранцев в российских вузах; ценностные основания мотивов конструирования этнической идентичности; культурное измерение индивидуализма и коллективизма как основного инструмента анализа сходств и различий культур; теоретические и практические аспекты формирования межкультурной компетентности, а также многие другие актуальные проблемы этнопсихологии.
В рамках конференции состоялось несколько круглых столов и мастер-классов. Так, на круглом столе по полевой этнопсихологии, на котором встретились участники из разных «полевых» профессий - этнопсихологи, социологи, этнологи, фольклористы, обсуждались вопросы полевой методологии и возможности этнопсихологических полевых исследований.
Круглый стол памяти доктора психологических наук, Ольги Владимировны Хухлаевой собрал ее учеников и единомышленников, которые реализуют в своей практической работе идеи выдающегося психолога. Совместными усилиями специалисты искали ответ на вопрос, как сделать более эффективным и благополучным взаимодействие с родителями в современных условиях образовательного пространства.
На круглом столе памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко собрались известные российские психологи – авторы научных школ российской этнопсихологии, которые были созданы на базе концепций Татьяны Гавриловны. Участники круглого стола с огромным теплом и уважением говорили о Татьяне Гавриловне как преподавателе, научном руководителе и наставнике, коллеге и заведующей кафедрой социальной психологии МГУ, близком, искреннем и задушевном друге, интеллигентном, удивительно скромном и добром человеке.
Итоги работы по реализации психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан были обсуждены на круглом столе, посвященном реализации государственного задания Министерства Просвещения РФ. Выступали ученые и практики, которые принимают участие в апробации программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в 2023 году.
На мастер-классах студенты и преподаватели, а также гости конференции имели возможность познакомиться с практическими методами работы в поликультурном пространстве. Так, в ходе мастер-класса, который провела выпускница кафедры этнопсихологии, аспирант Института социологии РАН, Шанцева Ирина Петровна, были рассмотрены этапы подготовки полевого исследования: формирование гипотез, определение пула ключевых экспертов; психологические аспекты работы в поле: налаживание контакта, возможные коммуникативные барьеры; а также особенности интерпретации результатов полевого исследования.
В мастерской-дегустации «Учеба на перекрестке культур» тренеры – эксперты Центра толерантности Елена Валерьевна Горинова и Алена Александровна Глазкова познакомили участников с комплексной программой «Учеба на перекрестке культур: интерактивные методы содействия адаптации детей из семей мигрантов / беженцев и профилактики мигрантофобии среди обучающихся», которая была создана и апробирована в Центре толерантности. Участники мастер-класса узнали, что занятия в программе посвящены социально-психологическим механизмам межкультурной коммуникации и восприятия, предпосылкам ксенофобии и мигрантофобии, а также факторам, препятствующим негативным явлениям в области межкультурных, межэтнических отношений в классе, мигрантофобии, ксенофобии.
На мастер-классе «Применение этнокультурных прототипов в психологическом консультировании. Бестиарий» старшего преподавателя кафедры этнопсихологии Игоря Евгеньевича Любитова участники узнали, что под этнокультурными прототипами психологической помощи понимают системы методов и техник, опирающиеся на представления о душевном благополучии и неблагополучии, и вписанные в культурно-исторический контекст. Они могут оказаться полезными для расширения инструментария специалиста, если рассматривать их не просто как метафоры или артефакты этнической или традиционной культуры, а, скорее, как прототипы для создания техник или структурирования психологической работы с клиентом.
Живой интерес и многочисленные позитивные отзывы и отклики о прошедшей конференции показывают востребованность обсуждаемых вопросов и высокий уровень качества научно-практических направлений, реализуемых при активном участии специалистов кафедры этнопсихологии МГППУ.