©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

«Этнопсихология: теория и практика»: подведены итоги конференции МГППУ

16–17 ноября в МГППУ проходила Международная научно-практическая конференция «Этнопсихология: теория и практика»

Основные цели проведенной конференции:

  • научный обмен информацией о разработке актуальных теоретико-методологических, методических и практических проблем этнической психологии
  • обсуждение задач и перспектив развития научного сотрудничества в области этнической и кросс-культурной психологии, мультикультурного подхода к психологическому консультированиюКонференция приурочена к 20-летнему юбилею кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования МГППУ.

В конференции приняли участие докладчики из различных городов России, а также из Беларуси, Молдовы и Индонезии. Всего для участия в конференции зарегистрировались более 500 человек.

Работа конференции велась в следующих секциях:

  • Методологические, теоретические и практические проблемы этнопсихологических и кросс-культурных исследований
  • Этническая психология личности
  • Психология межкультурного взаимодействия: теория и практика
  • Психология миграции и аккультурации
  • Этнопсихология и образование
  • Психологическая и культурная антропология
  • Психология религии и межрелигиозного взаимодействия
  • Мультикультурный подход к психологическому консультированию
  • Полевая этнопсихология
  • Круглый стол памяти Ольги Владимировны Хухлаевой
  • Круглый стол памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко
  • Мастер-классы

Докладчики и слушатели обсудили тенденции и перспективы психологических исследований полилингвального опыта; факторы академической и социо-культурной адаптации студентов-иностранцев в российских вузах; ценностные основания мотивов конструирования этнической идентичности; культурное измерение индивидуализма и коллективизма как основного инструмента анализа сходств и различий культур; теоретические и практические аспекты формирования межкультурной компетентности, а также многие другие актуальные проблемы этнопсихологии.

В рамках конференции состоялось несколько круглых столов и мастер-классов. Так, на круглом столе по полевой этнопсихологии, на котором встретились участники из разных «полевых» профессий - этнопсихологи, социологи, этнологи, фольклористы, обсуждались вопросы полевой методологии и возможности этнопсихологических полевых исследований.

Круглый стол памяти доктора психологических наук, Ольги Владимировны Хухлаевой собрал ее учеников и единомышленников, которые реализуют в своей практической работе идеи выдающегося психолога. Совместными усилиями специалисты искали ответ на вопрос, как сделать более эффективным и благополучным взаимодействие с родителями в современных условиях образовательного пространства.

На круглом столе памяти Татьяны Гавриловны Стефаненко собрались известные российские психологи – авторы научных школ российской этнопсихологии, которые были созданы на базе концепций Татьяны Гавриловны. Участники круглого стола с огромным теплом и уважением говорили о Татьяне Гавриловне как преподавателе, научном руководителе и наставнике, коллеге и заведующей кафедрой социальной психологии МГУ, близком, искреннем и задушевном друге, интеллигентном, удивительно скромном и добром человеке.

Итоги работы по реализации психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан были обсуждены на круглом столе, посвященном реализации государственного задания Министерства Просвещения РФ. Выступали ученые и практики, которые принимают участие в апробации программы психолого-педагогического сопровождения процессов обучения, социальной, языковой и культурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан в 2023 году.

На мастер-классах студенты и преподаватели, а также гости конференции имели возможность познакомиться с практическими методами работы в поликультурном пространстве. Так, в ходе мастер-класса, который провела выпускница кафедры этнопсихологии, аспирант Института социологии РАН, Шанцева Ирина Петровна, были рассмотрены этапы подготовки полевого исследования: формирование гипотез, определение пула ключевых экспертов; психологические аспекты работы в поле: налаживание контакта, возможные коммуникативные барьеры; а также особенности интерпретации результатов полевого исследования.

В мастерской-дегустации «Учеба на перекрестке культур» тренеры – эксперты Центра толерантности Елена Валерьевна Горинова и Алена Александровна Глазкова познакомили участников с комплексной программой «Учеба на перекрестке культур: интерактивные методы содействия адаптации детей из семей мигрантов / беженцев и профилактики мигрантофобии среди обучающихся», которая была создана и апробирована в Центре толерантности. Участники мастер-класса узнали, что занятия в программе посвящены социально-психологическим механизмам межкультурной коммуникации и восприятия, предпосылкам ксенофобии и мигрантофобии, а также факторам, препятствующим негативным явлениям в области межкультурных, межэтнических отношений в классе, мигрантофобии, ксенофобии.

На мастер-классе «Применение этнокультурных прототипов в психологическом консультировании. Бестиарий» старшего преподавателя кафедры этнопсихологии Игоря Евгеньевича Любитова участники узнали, что под этнокультурными прототипами психологической помощи понимают системы методов и техник, опирающиеся на представления о душевном благополучии и неблагополучии, и вписанные в культурно-исторический контекст. Они могут оказаться полезными для расширения инструментария специалиста, если рассматривать их не просто как метафоры или артефакты этнической или традиционной культуры, а, скорее, как прототипы для создания техник или структурирования психологической работы с клиентом.

Живой интерес и многочисленные позитивные отзывы и отклики о прошедшей конференции показывают востребованность обсуждаемых вопросов и высокий уровень качества научно-практических направлений, реализуемых при активном участии специалистов кафедры этнопсихологии МГППУ.

Конференция «Этнопсихология: теория и практика» приурочена к 20-летнему юбилею кафедры этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского государственного психолого-педагогического университета. 

Кафедра этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования создана на факультете социальной психологии в 2003.

Кафедра разрабатывает такие научные направления, как:

  • психологическое сопровождение образования в мультикультурной среде;
  • технологии эффективной межкультурной коммуникации в бизнесе, образовании и культуре;
  • этнопсихология в государственном и муниципиальном управлении: управление миграционными процессами и этническими различиями;
  • этнопсихология в некоммерческих организациях и общественных движениях: содействие распространению культуры мира;
  • социально-психологическая конфликтология: эффективное разрешение конфликтов в больших группах.
P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Неделя нейротехнологий и когнитивных наук c 20 по 24 мая для всех желающих

20 – 24 мая 2024 года в онлайн-формате пройдет четвертая научно-образовательная инициатива МГППУ «Неделя нейротехнологий и когнитивных наук». Мероприятие направлено на популяризацию знаний в области наук о мозге, когнитивных наук, технологий для школьников и их родителей, студентов, преподавателей, специалистов и молодых исследователей.


«Обучение служением»: в МГППУ прошла проектная сессия

17 апреля в МГППУ совместно с Автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» провели проектную сессию в рамках программы «Обучение служением». «Обучение служением» — это образовательный подход, при котором студенты обучаются и одновременно приносят пользу обществу, применяя свои профессиональные навыки для решения реальных социальных задач.


Конфликтология и медиация: команда МГППУ впервые приняла участие в международном конкурсе

В этом году Казанский (Приволжский) Федеральный университет празднует свое 220-летие и уже в 11 раз гостеприимно открывает свои двери для студентов со всей страны, готовых пройти испытания в области конфликтологии и медиации. Впервые в Международном конкурсе по конфликтологии и медиации 12-13 апреля приняла участие команда МГППУ!


В России во второй раз прошла Всероссийская неделя распространения информации об аутизме

В Российской Федерации завершилась вторая Всероссийская неделя распространения информации об аутизме, которая прошла в этом году с 31 марта по 6 апреля 2024 года. В рамках Всероссийской недели на базе организаций образования, культуры и спорта, социальной защиты и здравоохранения, а также некоммерческих организаций проводились различные федеральные и региональные мероприятия: научно-популярные лекции, семинары, вебинары, консультации для родителей и специалистов, классные часы, экскурсии, кинопоказы и флешмобы, а также акция “Зажги синим” и спортивные семейные праздники..


РАС: исследования и сопровождение

В России не ведется общих статистических исследований превалентности расстройств аутистического спектра в России. Но в системе образования с 2018 года ведется ежегодный Всероссийский мониторинг состояния образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС). По результатам мониторинга, опубликованного в 2023 году, общая численность обучающихся с РАС в 2022 году, по сравнению с 2021 годом, увеличилась на 17% и составила 45 888 человек.


Межнациональные отношения: Ольга Павлова рассказала о важности преодоления стереотипов и предрассудков

27 марта в Московском доме национальностей состоялся семинар «Психология межнациональных отношений: преодоление стереотипов и предрассудков» в рамках проекта «Этнокультурные коммуникации: власть и гражданское общество в многонациональном столичном мегаполисе».


VR-практикум и не только: студенты МГППУ осваивают передовые методы и технику исследования когнитивных процессов

У студентов факультета "Экспериментальная психология" МГППУ есть приятная обязанность – изучать современную виртуальную реальность (ВР). При изучении дисциплины «Практикум: применение гарнитуры виртуальной реальности для исследования когнитивных процессов» они знакомятся с самым современным психологическим оборудованием.