©
P-Reliz.ru - агрегатор пресс-релизов

Тьюторы в инклюзивном образовании: как обучать специалистов? – дискуссия практиков

10 июня на дискуссионной площадке «Наука в публикациях: От идеи до практики» при поддержке Точки кипения МГППУ состоялся вебинар «Тьюторы в инклюзивном образовании: как обучать специалистов?».

Он разделился на две части. Сначала Самсонова Елена Валентиновна, ведущий научный сотрудник Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ, рассказала об основных идеях и ценностях, на которых базируется подготовка тьютора. Потом развернулась очень содержательная дискуссия, в которую вступили коллеги спикера – Инна Вячеславовна Карпенкова, а также три практикующих тьютора, прошедших двухлетнюю магистерскую программу под руководством Елены Валентиновны.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность, направленная на индивидуализацию образовательного процесса, посредством выявления образовательных мотивов и интересов, учебных трудностей обучающегося, оформления образовательного запроса, разработки индивидуального образовательного маршрута, поиска образовательных ресурсов для реализации ИОМ, формирования учебной и образовательной рефлексии обучающегося.

Основные принципы при обучении тьютора следующие.

  1. Ребенок должен быть включен в образовательный процесс субъективно, осознанно; он двигается к целям, которые поставил сам, понимает, зачем он учится. Методика развития целеполагания есть в развивающем обучении, с ее помощью можно мотивировать к получению образования, хотя не всем учителям легко ее освоить. Важно выявить образовательные мотивы, интересы, учебные трудности (их преодоление может стать целью), сформировать образовательный запрос, который должен соотноситься с ресурсами школы. Способы достижения цели также обсуждаются с ребенком; надо выделить этапы движения к цели и периодически проводить рефлексию: «Чего мы добились»?
  2. Образование должно быть доступно и качественно для всех; любая образовательная организация – инклюзивная.
  3. Тьюторство необходимо для инклюзии, сопровождение должно быть с учетом особенностей людей.
  4. Предмет деятельности тьютора – индивидуальный образовательный маршрут. Его автором часто является команда специалистов или тьютор. Понять, что нужно ребенку, можно на основе диагностики, но сам тьюторант принимает активное участие в его разработке

Задачи подготовки студентов к тьюторскому сопровождению в инклюзивном образовании на основе компетентностного и деятельностного подхода:
• осмысление педагогических ценностей и целей, лежащих в основе профессиональной деятельности,
• планирование студентом собственного образовательного маршрута
• умение диагностировать интересы, мотивы и трудности обучающегося и делать их предметом образовательного запроса обучающегося
• опыт постановки образовательных задач для ИОМ
• владение различными способами достижения образовательных задач

Кроме магистерской программы, Елена Валентиновна разработала более краткосрочные курсы по подготовке тьюторов, с содержанием которых можно ознакомиться на странице Факультета повышения квалификации МГППУ. Основные учащиеся этих курсов – это дефектологи, учителя, педагоги-психологи, социальные работники, причем последние оказались больше всего готовы к вовлечению ребенка в активную позицию (не «для ребенка», а «с ребенком»).

Далее развернулась дискуссия, слушатели отвечали на вопросы, сформулированные спикером:

- Должен ли будущий тьютор разработать образовательный маршрут не только для ребенка, но сначала для самого себя в процессе обучения?
- Нужна ли тьюторам специализация для работы с людьми, имеющими разные диагнозы?
- Можно ли вовлечь ребенка в совместную деятельность при серьезных интеллектуальных нарушениях?

Важно, что на эти вопросы отвечали люди, имеющие большой практический опыт, поэтому дискуссия оказалась захватывающей и полезной.

 

P-Reliz.ru - аггрегатор пресс-релизов

Другие пресс-релизы ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет».


Можно ли понять современного подростка через сказку? – в Москве завершился сказкотерапевтический фестиваль

В минувшие выходные августа с большим успехом прошел международный онлайн-сказкотерапевтический фестиваль «Наши сказочные ПодРостки», в котором приняли участие студенты и выпускники МГППУ. Мероприятие объединило практикующих психологов, педагогов, студентов и всех, кто интересуется глубинными возможностями сказкотерапии из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Пензы, Братска, Смоленска, Красноярска, Московской области, Беларуси и других городов.


Карта научного чтения: кто и как выбирает журналы по психологии и образованию – 2025

Современная научная коммуникация требует внимания к стратегиям научного чтения и практикам обращения к публикациям в гуманитарной сфере. Такие данные – это основа для выстраивания редакционной политики научного издательства, развития цифровых платформ и улучшения качества взаимодействия с профессиональным сообществом.


ISCAR 2025: зарубежные и российские специалисты обсудили в Москве практики, основанные на КИП и теории деятельности

На базе МГППУ прошел Международный Летний Университет ISCAR 2025 для аспирантов и молодых ученых «Практики, основанные на культурно-исторической психологии и теории деятельности» (Practices based on Cultural-historical psychology and Activity theory).


Минпросвещения России: специалисты МГППУ создали игровую программу, которая подготовит дошкольников к возможным опасным ситуациям

Министерство просвещения РФ обратило внимание на возможности игровой фольклорной практики влиять на готовность малышей организованно, без паники действовать в сложных эмоционально напряженных ситуациях, которые в изобилии моделируются в традиционных играх.


Стратегическая сессия "Россия и соседние страны"

Научная школа культурно-исторической психологии, связанная с именами Л.С. Выготского, А.Н.


На факультете ИТ МГППУ разработан тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА

Молодые ученые факультета «Информационные технологии» Московского государственного психолого-педагогического университета (ФГБОУ ВО МГППУ) разработали уникальный тренажер для оценки и формирования навыков командной работы у операторов БПЛА.


Выпускники факультета «Информационные технологии» МГППУ разработали систему идентификации сотрудников по изображению лица

Андрей Прохорцев и Ксения Шилова, выпускники факультета «Информационные технологии» МГППУ (направление подготовки 09.03.03 «Прикладная информатика»), представили на защите выпускных квалификационных работ Программно-аппаратный комплекс биометрического контроля доступа с применением нейросетевых алгоритмов распознавания. Эту техническую систему они спроектировали и разработали самостоятельно.